• пятница, 19 Апреля, 22:06
  • Baku Баку 24°C

Таланты и поклонники

13 мая 2014 | 14:15
Таланты и поклонники

ПАМЯТЬ
В московском Доме кино состоялся вечер памяти известного советского кинорежиссера, писателя, народного артиста СССР и Азербайджана Аждара Ибрагимова, посвященный 95-летию со дня его рождения. Инициаторами мероприятия выступили Гильдия кинорежиссеров России, Всероссийский Азербайджанский Конгресс (ВАК), при поддержке Посольства Азербайджана в РФ.
А.Ибрагимов сорок лет проработал на киностудии «Мосфильм», является режиссером-постановщиком таких кинолент, как «Ее большое сердце», «Двое из одного квартала», «26 бакинских комиссаров», «Звезды не гаснут», «Дела сердечные», «Чудак», «Любовь моя, печаль моя», которые вошли в золотой фонд азербайджанского и советского кинематографа.

Предлагаем вашему вниманию беседу с вдовой режиссера, известным московским журналистом и сценаристом Маргаритой Захаровной Малеевой.
- Маргарита Захаровна, со дня смерти Аждара Муталимовича прошло 20 лет и 95 лет со дня его рождения. Два разных юбилея и оба грустных. Хотелось бы знать ваше отношение к этим датам.
- Вы назвали эти юбилеи грустными и почти ответили на свой вопрос. Добавлю только то, что к грусти у меня примешалось еще и чувство ответственности. На заре «перестройки» в сознании людей произошла переоценка ценностей и духовность была заменена материальными благами, так называемой «борьбой за выживание». Тогда же я поставила перед собой задачу: не дать людям искусства растратить свою творческую индивидуальность, помочь им оставаться самими собой при любых, даже очень сложных жизненных ситуациях. Мы создали Творческий центр «Мир и культура», который учредили тринадцать человек: народные артисты СССР и России, известные писатели и журналисты, то есть те, кто в начале «перестройки», оказались на обочине жизни, ибо кинематограф, театры, книги стали обществу ненужными, не хватало средств для развития этих важных сфер. В то время девизом нашего Центра стала творческая и материальная поддержка деятелей искусства, культуры и литературы. Мы привлекали спонсоров, добивались выделения средств из государственных структур, чтобы люди, посвятившие жизнь служению культуре и искусству не чувствовали себя забытыми. Мы устраивали им творческие вечера, спонсировали создание документальных фильмов, телепрограмм о них, устраивали вечера памяти тех, кого уже не было с нами. Вот тогда я поняла, как это важно, и не только для родных ушедших от нас корифеев, но и для нас самих - устроителей этих мероприятий. В числе других не забытых нами деятелей искусства был и мой супруг - известный кинорежиссер, народный артист СССР и Азербайджана, кавалер орденов «Дружба народов», «Знак Почета», «Трудового Красного знамени» Аждар Ибрагимов.
Все эти годы после его кончины я никогда не забывала о нем и являюсь «локомотивом» в организации вечеров памяти Аждара Муталлимовича, не менее двух раз в году приезжаю в Баку, чтобы посетить его могилу в Аллее почетного захоронения.
Мои постоянные интервью в газетах, журналах и телепрограммах на бакинском и московском телевидении, а также снятый на студии «Яддаш» документальный фильм «Неудобный человек. Аждар Ибрагимов», который был показан на центральных российских и азербайджанских телеканалах, помогают мне сохранить память об этом талантливом режиссере, внесшем огромный вклад в развитие советского кинематографа - одного из лучших в мире - и прославившего отечество во многих странах мира. Может быть в этом и заключается мой долг и ответственность за память человека, до конца жизни своим талантом - творческим и человеческим - служившего людям.
- Говорят, в Москве юбилей Аждара Муталлимовича был отмечен на высоком уровне?
- В общем-то да, 29 апреля - в день рождения Аждара Ибрагимова в Доме кино состоялся вечер его памяти, который прошел в очень теплой и дружеской атмосфере с участием бывших его друзей и соратников, а также молодых режиссеров, изучающих его богатое творческое наследие. Вечер открыл известный кинорежиссер, президент Гильдии кинорежиссеров Российской Федерации, народный артист СССР Марлен Хуциев, который в свое время учился с Аждаром во ВГИКе на параллельном курсе, позже много лет работал с ним на «Мосфильме». Народная артистка России Ирина Мирошниченко рассказала о совместной работе с Аждаром Муталлимовичем в трех фильмах, в которых она снималась в главных ролях. Народные артисты России Екатерина и Георгий Жемчужные рассказали о незабываемых встречах с Аждаром Муталлимовичем, а затем Мирошниченко и Жемчужная вместе исполнили любимые музыкальные произведения Аждара. Горхмаз Ахундов и Нариман Мамедов исполнили на таре и балабане азербайджанские мугамы.
Было много зрителей и гостей и практически ни одного свободного места в зале. Я особо благодарна Чрезвычайному и Полномочному послу Азербайджана в России Поладу Бюльбюльоглу и Чрезвычайному и Полномочному послу Турецкой Республики в РФ Айдыну Аднану Сезгину за то, что они пришли почтить память моего супруга. На вечере также выступили представители Всероссийского азербайджанского конгресса, который, кстати, все эти годы оказывал мне помощь в организации вечеров памяти Аждара Ибрагимова. Большую помощь в организации мероприятия оказало Представительство Фонда Гейдара Алиева в России. Мероприятие снимали телекамеры российских каналов и азербайджанского телевидения, за что мы им также очень благодарны. В роли ведущих выступили я и Даль Орлов.
- Будете ли в Баку по случаю 95-летия Аждара Ибрагимова? /b>
- Дело в том, что Министерство культуры и туризма Азербайджана не запланировало по этому случаю никаких мероприятий, сославшись на то, что 95 лет не считается юбилейной датой. Правда, руководитель департамента по вопросам кино пообещал сказать «пару слов» об Аждаре Муталлимовиче в День национального кино, который будет отмечаться в Баку 2 августа. Но, признаться, мне трудно представить, как можно уложить в «пару слов» о творчество режиссера, прославившего своими фильмами Азербайджан, да и не только. Видимо, на сей раз решили вспомнить пословицу «краткость - сестра таланта».
- Ашгабат, Баку, Тебриз, Москва... С этими городами связаны самые важные этапы жизни вашего супруга. Какой из них он считал своей родиной и где хотел быть похороненным после смерти?
- Аждар родился и рос в Ашгабате, где получил актерское и музыкальное образование, переиграл все главные роли в Азербайджанском музыкально-драматическом театре этого города. С началом Второй мировой войны он, окончив разведшколу в Ташкенте, ушел на фронт. Потом - Москва, где он окончил ВГИК, женился, вырастил двоих детей, более сорока лет проработал на «Мосфильме», был одним из ведущих кинорежиссеров страны. Этот город дал ему образование, профессию, о которой он мечтал всю жизнь, высокие звания, ордена, уважение коллег, любовь зрителей и вторую семью после смерти первой жены.
А вот Тебриз - родина предков Аждара, о которой он в детстве много слышал от родителей, но сам ни разу так и не побывал в нем.
Баку... Об этом городе хочется сказать особо. Связь Аждара с Баку пришлась на нашу семейную жизнь. Хорошо помню, с какой любовью он рассказывал мне о вашем городе, его архитектуре, об Ичери шехер, домах, улицах и переулках, а еще о балконах старинных домов. Когда приедем в Баку, говорил он мне, обрати внимание, что в этом городе нет двух одинаковых балконов, все они с разными рисунками литья. Супруг много мне рассказывал об азербайджанских поэтах-классиках, о народной музыке, мугамах и во всех его рассказах чувствовалась огромная любовь к Баку и бакинцам. Работая на «Мосфильме» Аждар никогда не порывал связи с азербайджанским народом, во всех его фильмах, снятых на этой студии, звучала азербайджанская музыка, которую писали Гара Гараев, Ариф Меликов, Мурад Кажлаев. А народных артистов СССР Адиля Искендерова и Исмаила Османлы он считал величайшими актерами и снимал в своих фильмах.
Аждара Муталлимовича не раз приглашали временно возглавить худсовет киностудии «Азербайджанфильм» и он в свободное от съемок на «Мосфильме» время приезжал в Баку и часами сидел в монтажной, помогая молодым азербайджанским режиссерам. А потом на худсовете в Госкино СССР отстаивал право этих картин на получение высокой художественной категории. «Россия 150 лет качает азербайджанскую нефть, а вы хотите оставить киногруппу без зарплаты, студию без средств на запуск следующей картины», - говорил он часто в Госкино СССР, руководство которого, идя навстречу юмору Аждара, его хотя и шуточному, но по-человечески вполне убедительному аргументу, соглашалось присвоить фильму высокую категорию, согласно которой студия и киногруппа получали зарплату.
Мне часто казалось, что мой супруг родился, жил, учился и работал в Баку, хотя я понимала, что это не так, что он просто очень любил этот город и хотел в нем прожить до старости. К сожалению, не получилось. О его любви к Баку знал и общенациональный лидер азербайджанского народа Гейдар Алиев, который высоко ценил творчество Аждара и уважал его как личность. Долгие годы их связывала большая личная дружба. И именно по настоянию Гейдара Алиева Аждар был похоронен в Баку, в Аллее почетного захоронения, он вернулся в свой любимый город, чтобы остаться в нем навечно. Мне все же кажется, что в душе своей родиной он считал именно Баку, где его именем названа одна из улиц. Кстати, она соединяет улицы, носящие имена двух великих представителей русской и азербайджанской культур: Льва Толстого и Узеира Гаджибейли, и это, на мой взгляд, весьма символично.
- У Аждара Ибрагимова были очень тесные связи с Турцией, с деятелями культуры этой страны. Что вы можете сказать об этом?
- Да, и прежде всего с великим турецким поэтом, драматургом, лауреатом международной премии Мира Назымом Хикметом, в чье творчество Аждар был влюблен и это было взаимно. Посмотрев дипломный фильм Аждара «Борец за мир», Назым Хикмет написал специально для него - молодого режиссера сценарий фильма «Двое из одного квартала» об отваге непродажных журналистов, свободе слова и борьбе с колонизаторской политикой сильных государств. Эта кинолента положила начало их творческому сотрудничеству и личной дружбе. После смерти Назыма Хикмета Аждар Муталлимович снял еще две картины по мотивам произведений этого автора: двухсерийный фильм «Чудак» и «Любовь моя, печаль моя». В одном из интервью он отметил: «Эти фильмы моя творческая дань памяти великого поэта и драматурга Назыма Хикмета».
Долгие годы Аждара связывала дружба с великим турецким писателем-сатириком Азизом Несином, который часто приезжал в Москву по линии Союза писателей СССР и всегда заходил к нам. В его первый приезд в Москву переводчица писателя сказала мне, что Несин любит шпроты. Я поставила на стол банку со шпротами. Азиз Несин сразу заметив ее, спросил: «А что у русских шпроты - национальная еда?» Я ответила, что русская национальная еда - пельмени. Он удивился: «Почему же во всех московских домах меня угощают шпротами?»
Замечательная турецкая актриса Тюркян Шорай - умница, красавица своим трудолюбием, внимательным отношением к замечаниям режиссера, удивляла весь «Мосфильм» во время павильонных съемок фильма «Любовь моя, печаль моя». Она сыграла главные роли в двухстах турецких картинах, сама сняла пятнадцать художественных лент, но до сих пор в своих интервью рассказывает о работе с Аждаром Ибрагимовым, называет его своим учителем, восхищается его талантом и благодарит судьбу за то, что ей довелось поработать с этим выдающимся режиссером. «Работа с Аждаром Ибрагимовым была для меня большой творческой школой», - отметила она в одном из своих интервью.
В Турции у Аждара было много друзей. Он встречался с ними на Московских кинофестивалях, но чаще в Ташкенте на международных кинофестивалях Азии и Африки, где он был председателем или членом жюри. Здесь он встречался и со своими вьетнамскими учениками, ставшими к тому времени известными кинематографистами, а некоторые - государственными деятелями.
- Кого из наиболее талантливых учеников Аждара Муталлимовича вы можете сегодня назвать?
- Как известно, в свое время Аждар Ибрагимов создал во Вьетнаме киношколу (ныне Ханойский институт кинематографии). Отправила его в Ханой по приглашению главы вьетнамского правительства Хо-Ши-Мина - бывший министр культуры СССР Екатерина Фурцева. В этой стране и начался первый его преподавательский опыт. Игрового кино во Вьетнаме в те годы не было, только документальное. Практически с нуля Аждар Ибрагимов в этой стране создал киношколу, где преподавал студентам актерское мастерство и режиссуру. За три года он снял с ними три игровых художественных фильма, получивших в те годы на международных кинофестивалях в Каннах и Венеции, призы. За плодотворную деятельность он был награжден всшим оденом «Труда» Вьетнама и медалью.
В Москве, работая на «Мосфильме», Аждар продолжил свою преподавательскую деятельность в статусе профессора Академии искусств, обучая студентов режиссуре и актерскому мастерству. Это были в основном иностранные студенты. Учились у него ребята и из советских республик: Беларуси, Туркменистана, Азербайджана…
Кстати, я ведь тоже его ученица. Моя основная профессия театральный журналист, ей я посвятила много лет жизни, работая в отделе театра газеты «Советская культура». В двадцать семь лет я стала одним из самых молодых членов Союза журналистов СССР, куда, чтобы поступить, требовалось сто печатных работ. Когда я вышла замуж за Аждара, то вскоре поняла, что моя театральная карьера закончилась: работа в газете требовала постоянных командировок в театры страны, а восточный муж не стал терпеть мою деятельность и предложил писать сценарии для его фильмов. Я долго отказывалась, но потом согласилась, и новая профессия увлекла меня. Не могу сказать, что я достигла необыкновенных высот в ней, но в моей творческой помощи нуждался мой муж, и этого было для меня достаточно, чтобы чувствовать себя уверенно. Между тем не каждый сценарист может похвастаться художественными кинолентами с таким экранным долголетием, как мои фильмы «Гайнана», «Чудак», «Надо любить», «До свидания, мой парфянин», телепрограммы о А.Твардовском, Ч.Айтматове, К.Чуковском и других писателях, годами не сходившие с телеэкранов страны. Что касается других учеников Аждара Ибрагимова, то первое время после его смерти, многие из них звонили мне, иногда мы встречались. Жизнь разбросала их, этому «помогла» и перестройка. Некоторых уже нет с нами. Сами знаете, как неумолимо летит время, что иной раз даже страшно подходить к зеркалу.
- Расскажите о себе, о своей жизни «до» и «после» смерти Аждара Муталлимовича.
- Чтобы ответить на этот вопрос, надо написать много страниц мелким почерком. И все равно рассказ будет неполным. Я вам обязательно подарю свою книгу, надеюсь, скоро она будет издана. Может быть в ней найдете ответ на некоторые ваши вопросы. Но не в моих правилах, что-нибудь не договаривать. Когда мы снимали фильм «Любовь моя, печаль моя» Аждар попросил киногруппу придумать название к картине. Директор картины пообещал поощрить материально автора лучшего названия. Так как я принимала участие в написании литературного сценария, то вспомнила слова главной героини картины Махмене Бану, обращенные к Фархаду: любовь моя, печаль моя... Эта фраза и стала названием фильма. И я думаю, что она вполне соответствует моему состоянию до и после смерти Аждара, который уже двадцать лет живет лишь в моих воспоминаниях и, хочется верить, в памяти тех, кто знает и ценит его многогранное творчество.
Лала БАГИРЗАДЕ
banner

Советуем почитать