• пятница, 19 Апреля, 11:43
  • Baku Баку 13°C

Гений автора, смелость режиссера и талант актеров

16 ноября 2019 | 13:47
Гений автора, смелость режиссера и талант актеров

РЕЦЕНЗИЯ
Если мир - это театр, тогда что же такое театр?
Айдын Талыбзаде, профессор
В Азербайджанском академическом национальном драматическом театре по заказу Министерства культуры осуществлена постановка спектакля «Сборище сумасшедших» по мотивам одноименной социально-психологической трагикомедии Джалила Мамедгулузаде (1866-1932), который написал эту пьесу в 1927 году после возвращения из Тебриза, где он оказался свидетелем событий в жизни мусульманского общества начала XX века.

В силу актуальности поднятых проблем, разоблачительного характера, яркого гуманистического и просветительского звучания спектакль привлекает внимание критиков и зрителей еще и режиссерским видением сценического воплощения этого драматургического шедевра, который последний раз был поставлен в 1978 году народным артистом, профессором Мехти Мамедовым. В то время постановка имела очень широкий общественный резонанс, о ней часто вспоминают театроведы и актеры старшего поколения, называя сенсацией не только театральной, но и общественной жизни того времени.
В качестве режиссера-постановщика выступил главный режиссер Государственного театра юного зрителя, заслуженный деятель искусств Азербайджана и Калмыкии Бахрам Османов, имя которого стало синонимом новаторства, профессиональной смелости, оригинальных подходов и необычного, свежего сценического прочтения известных драматургических произведений. Художник-постановщик - народный художник, лауреат Государственной премии Назим Бейкишиев, композитор - народный артист, профессор Сиявуш Керими, режиссер - Мехман Фатуллаев, ассистент режиссера - Нармин Гасанова, художник по свету - Рафаэль Гасанов, сценическая пластика Джейхуна Дадашова. Роли исполнили народный артист Нуреддин Мехтиханлы, Джафар Намиг Камал, Рафик Азимов, заслуженные артисты Мазахир Джалилов, Санубар Искендерли, Эльшан Рустамов, Вафа Рзаева, народный артист Казым Абдуллаев, заслуженный артист Эльшан Джабраилов и актер Эльнур Гадиров, заслуженные артисты Аслан Ширин и Решад Бахтияров, актер Ильяс Ахмедов, заслуженные артисты Метлеб Абдуллаев и Алвида Джафаров, актер Рустам Рустамов, народные артисты Али Нурзаде и Аждар Гамидов, заслуженные артистки Метанет Атакишиева и Ирада Гасанова, актрисы Фируза Балаева, Ляман Иманова, Диляра Назарова, Фарида Шахбазова и другие.
…Братья Молла Аббас и Фазиль Кулейни - совершенно разные по мировоззрению и исповедуемым принципам люди. Первый - философ, второй - представляет один из столпов шариата. Жена Молла Аббаса - Пырпыз Сона - душевнобольная, чистая как ангел, не ведающий о законах шариата. Она ходит с открытым лицом, неприкрытыми руками и ногами, а Фазиль, положив на нее глаз, использует любой момент, чтобы утолить свое вожделение, обнять или ущипнуть ее. Ф.Кулейни и остальные гаджи, кербелаи и мешади - старейшины города, все на одно лицо и воплощают собой косность, бездуховность, невежество и слепой фанатизм духовенства, которое, прикрываясь религией, совершает самые тяжкие грехи. Молла Аббас со своей женой и остальные «сумасшедшие», стоящие по другую сторону общества, являют собой выброшенные на задворки жизни жертвы этого самого невежества и отсталости, тем не менее, относятся друг к другу с душевным вниманием и чуткостью. Общество не принимает сумасшедших, но готово использовать их жен в своих низменных целях. Иностранный врач, приглашенный якобы для лечения душевно больных, не понимая ни слова, хорошо заработала на глупости и невежестве гаджи и мешади и в конечном счете пришла к выводу, что в этом обществе все сошли с ума.
Режиссеру удалось собрать великолепный актерский ансамбль, где каждый нес на себе нелегкий груз событий, собственной судьбы и глубоких философских обобщений своих героев. Можно сказать, средства сценического воплощения и режиссерского решения были настолько мастерски использованы и имели универсальный характер, что затронутые в постановке проблемы поднимались до общечеловеческого и глобального масштаба.
Костюмы универсального покроя, сдержанные декорации и нарочито «легкая» музыка с повторяющимся мотивом, не лишенная эмоционального подтекста, - все направлено на то, чтобы выпятить психологические и социальные аспекты, резкие контрасты и зигзаги человеческих отношений, внутреннее уродство похотливых гаджи и непреходящий характер вечных ценностей, проповедуемых так называемыми сумасшедшими: доброта, терпимость, любовь к ближнему, милосердие. Режиссеру удалось максимально обобщить, актуализировать и осовременить поднятые автором глобальные морально-нравственные вопросы, и в этом спектакле вновь проявились его новаторство, умение вывести на передний план философскую глубину произведения, расставить акценты, понятные зрителю и перекликающиеся с извечными вопросами человеческого бытия.
Общественно-социальные проблемы режиссер представил зрителю через призму духовно-этических исканий героев, именно потому происходящие на сцене события приобретают еще более сильное и даже трагическое звучание - на передний план выходит борьба идей, сила и высота человеческого духа и прямо противоположные им низменность страстей, похотливость и продажность. Путем расставленных в актерской игре акцентов режиссер реализовал свои сложные философско-психологические решения и умозаключения, и даже во внешне комичных перипетиях сюжета ему удалось подчеркнуть их трагический оттенок.
Хотелось бы также подчеркнуть удивительную гармонию, слаженность и благозвучие (несмотря на весь внешний комизм и внутренний трагизм происходящих событий) актерского мастерства, начиная от исполнителей главных ролей и заканчивая теми, кто произнес на сцене всего одну реплику. Выбор актеров можно назвать безошибочной и блистательной удачей режиссера.
Спектакль невольно перекликается и проводит явные параллели и с шекспировским «Гамлетом», и с Кефли Искендером из «Мертвецов» того же гениального Дж.Мамедгулузаде. Чем выше философская составляющая произведения, тем сложнее его сценическое воплощение, и в этом плане «Сборище сумасшедших» - не исключение. Этот аспект многократно усиливает профессиональное мастерство и смелость режиссера, взявшегося за постановку столь сложного драматургического материала.
Говоря о спектакле, главный режиссер Бахрам Османов отметил, что выбор пьесы Дж.Мамедгулузаде происходил по настоянию главного режиссера Азербайджанского академического национального драматического театра, народного артиста, профессора Азер Паша Нематова, а он был приглашен в этот театр, чтобы поставить новый спектакль:
- Мы с Нематовым прочитали и пересмотрели множество самых разных пьес из азербайджанской, русской и мировой драматургии и в конечном счете остановились на произведении Дж.Мамедгулузаде «Сборище сумасшедших», принимая во внимание распоряжение Президента Азербайджана Ильхама Алиева о праздновании 150-летнего юбилея Мирзы Джалила.
- Все мы помним постановку в 1978 году профессора Мехти Мамедова по мотивам этой пьесы, которая имела большой резонанс в обществе. Ваше прочтение актуального во все времена драматургического шедевра более адаптировано ко времени, в котором мы сегодня живем. С какой мыслью вы приступили к работе над этим философски сложным произведением?
- Профессор Мехти Мамедов в то время делал акцент на религиозном фанатизме, предрассудках и невежестве азербайджанского общества начала прошлого века, что отвечало советской идеологии. Живя в XXI столетии, когда люди стали намного более свободными, толерантными и образованными, эти моменты уже не столь актуальны. Поэтому мы решили выделить социальную сторону происходящих событий, и для этого литературная основа Мирза Джалила, изобилующая глубокомысленными монологами персонажей, давала серьезное основание заглянуть в век XXI и происходящие в мире события. Причем не только мусульманского мира, но и всего, что мы наблюдаем сегодня в христианском мире - исламофобии, нетерпимости, ненависти и агрессии.
Если убрать азербайджанские имена, разворачивающиеся в постановке события могут произойти в любом государстве и любом обществе. То есть категории времени и пространства в данном случае не играли особой роли, персонажи всего лишь вели борьбу за свою свободу, за проявление милосердия, понимания, терпимости и любви к ближнему. Никто не должен считать себя избранным, особенным - а такие были и в тоталитарном обществе, и сегодня есть среди нас, изменилась лишь оболочка и одежда. Неизменными остались только так называемые сумасшедшие, и их одежда, конечно же, носила символический характер. Несмотря на происходящие в спектакле трагические события, они остаются настоящими людьми, сумевшими сохранить доброту и верность своему народу, хотя они обречены - причем с гордостью - нести свой крест до конца жизни. Спектакль завершается на светлой ноте, которая провозглашает идеи азербайджанства, отмеченные в статье Мирза Джалила «Азербайджан». Эти идеи, ставшие еще более актуальными в XXI веке, выдвигает на первый план и руководство нашей страны, что еще больше подчеркивает величие, актуальность и глубину идей Мирзы Джалила.
- Спектакль заставляет зрителя размышлять и анализировать, он возвращает человека к его истокам. Некоторые моменты - например, прибытие самолета на экране или современная одежда гаджи - свидетельствовали о том, что затронутые в пьесе проблемы стирают границы времен и подчеркивают актуальность этих проблем для любого общества во все времена. Этот момент нашел свое воплощение не только в костюмах героев, но и в мизансценах, сценической пластике актеров, декорациях…
- Верно, все это преследовало цель показать и тоталитарный советский режим, и нынешнее время, и актуальность поднятых проблем в любом человеческом обществе. Если бы всего этого не было, спектакль был бы направлен только против религиозного невежества и фанатизма. Но мы не ставили своей целью сделать антирелигиозный спектакль и на передний план выдвинули социальные вопросы.
Блистательный актер, сыгравший роль Моллы Аббаса, одного из «сумасшедших», заслуженный артист Эльшан Рустамов, был очень убедительным и самодостаточным. Его харизма поражала с первой минуты и не могла остаться незамеченной. Его герой ни при каких обстоятельствах не терял присутствия духа, достоинство и человечность, терпимость к окружающим и великодушие. Образ Моллы Аббаса, с нежностью относящегося к своей любимой жене, также объявленной сумасшедшей, и смирившегося со своим клеймом, актер воплотил предельно органично, ярко и естественно. Думается, творческий потенциал Эльшана Рустамова еще не раскрыт полностью, впереди у него еще множество ярких и судьбоносных ролей.
- Хочу поздравить вас с творческим успехом в роли Моллы Аббаса. Как вы восприняли свое назначение на роль «сумасшедшего»?
- Благодарю. Если зритель принимает спектакль, можно считать, что постановка удалась, и этот успех разделяет вся актерская труппа во главе с режиссером-постановщиком Бахрамом Османовым. После постановки этой пьесы Мехти Мамедовым бытовало мнение, что ничего лучше создать невозможно, даже обращаться к этому произведению бессмысленно, потому что его сценический эталон уже создан и превзойти его кому-либо вряд ли удастся.
Когда Бахрам муаллим изложил нам свое видение спектакля, мы искренне удивились, тем не менее заинтересовались, потому что обращение к этому произведению требовало иного подхода, расстановки других акцентов и иной манеры игры актеров. Также и образ Моллы Аббаса, которого я играл. Спектакль, насколько это было возможно, адаптирован к современности, но и в самой пьесе подняты идеи, актуальные для всех времен, озвученные в частности моим героем. Его монологи приобретают остроту и серьезность, они важны для всего человечества.
- Общество развивается технологически, но, к сожалению, природа человека осталась той же, какой была тысячу лет назад…
- Совершенно верно, значимость поднятых проблем говорит об актуальности в XXI веке творчества Мирзы Джалила, а режиссер, ставя эту пьесу, проявил настоящую профессиональную смелость, выдвинув на первый план самые острые моменты. Причем он ни на йоту не отошел от литературной первоосновы, ничего в нее не добавил и не сократил ни единого слова, как это часто бывает в театре. В этом и состояла вся сложность постановки.
Роль Моллы Аббаса сыграл наш выдающийся актер Гамлет Ханызаде, и я чувствовал огромную ответственность. Было очень интересно, насколько зритель согласится с такой трактовкой и примет ее.
- Гениальное произведение Мирзы Джалила нашло достойное сценическое воплощение, ибо спектакль был доведен до совершенства по всем творческим и техническим показателям…
«Сумасшедшего» Формасьон Рустама, умного и совестливого человека, «добропорядочные» гаджи считают ненормальным из-за его критического отношения и в результате этого - безразличия к обществу, жизнь которого обрела столь необычные проявления.
Исполнитель роли этого «сумасшедшего» - заслуженный артист Эльшан Джабраилов:
- Должен отметить, что судьба этой пьесы была довольно сложной, здесь все зависело от умения режиссера. Работать с Бахрамом Османовым на репетициях - одно удовольствие! Религиозный аспект он передал очень тонко и философски, не слишком выделяя его. Между прочим, в моей актерской судьбе Формасьон Рустам - второй образ сумасшедшего, которого мне довелось сыграть, и мне было интересно показать его другим, с глубоким психологическим подтекстом.
Вообще, признаюсь, психологическая нагрузка спектакля настолько сильна, что мы несколько часов после его окончания отходили от своих ролей. Великий Мирза Джалил показал, что человек, говорящий правду, подчас горькую, объявляется сумасшедшим, его якобы хотят вылечить, но в действительности самым безжалостным образом выгоняют на улицу и клеймят. Каждый из этих «сумасшедших», пережив в семье сильные психологические катаклизмы, был вынужден принять эту роль, хотя настоящими сумасшедшими были представители грязного духовенства, ничем не гнушавшиеся ради своих низменных целей и темных инстинктов.
…Произведение гениального азербайджанского писателя Мирзы Джалила Мамедгулузаде «Сборище сумасшедших» можно назвать величайшим достоянием культурного наследия как азербайджанского народа, так и всего человечества. Спектакль «Сборище сумасшедших» вновь подтвердил высочайший академический уровень нашего драматического театра и его верность богатейшим традициям. Эта постановка, несомненно, является ярким событием не только культурной жизни столицы, но и всей истории национального театра Азербайджана.
Афет ИСЛАМ
banner

Советуем почитать