• пятница, 29 Марта, 17:57
  • Baku Баку 14°C

Удачи минувшего века

05 ноября 2019 | 15:31
Удачи минувшего века

НАУКА
Заголовок статьи придумал не я, оно заимствовано из названия книги «Россия: удачи минувшего века», в предисловии к которой отмечается, что никогда за всю историю человечества влияние России на развитие мировой цивилизации не было столь большим, как в ХХ веке. Именно тогда она (читай СССР) смогла выйти в некоторых направлениях в лидеры научно-технического прогресса, а победа в Великой Отечественной войне стала моментом наибольшей сплоченности людей среди разделений и смут.
Разделения и смуты коснулись и нашей страны, которую до самого конца ХХ века мы называли не иначе как республика. Республика в составе единой страны - Советского Союза. Но среди разделений, прошедших по судьбам тысяч и тысяч, среди смут, калечащих целые поколения доносов и репрессий, было и то, чем эти и последующие поколения были вправе гордиться и гордятся по сей день.
Микрочипы с макровозможностями
Конкретно для научной общественности нашей тогда республики было учреждение под самый конец Отечественной войны Академии наук, а до того - азербайджанского отделения Закавказского филиала АН СССР, затем азербайджанского филиала АН СССР.
Принято считать, что в становлении Академии наук Азербайджана существенную роль сыграли ученые, командированные к нам из центра. Конечно, недооценивать роль Франца Левинсона-Лессинга, Якова Козина, Александра Гроссгейма и многих других в становлении школ фундаментальных наук в Азербайджане, равно как и роль композитора Рейнгольда Глиэра, создавшего оперу «Шахсенем», нельзя. Но и нельзя забывать также, что подобно тому, как Глиэра вдохновляли азербайджанские мотивы, так и ученые, попавшие в наши края, были вдохновлены нашим трудолюбивым народом и землей, вобравшей в свои недра практически всю таблицу Менделеева, где этот народ испокон веков проживал.
Сейчас много говорят о глобализации, внутри Европейского Союза, объединившего около тридцати государств, давно упразднены границы и визовый режим, а ведь вплоть до своего распада таким союзом был и СССР, где обмен специалистами, деятелями науки и культуры был в порядке вещей. Только почему-то в отличие от словосочетания «взаимообогащение культур», научная интеграция и производные от этого процесса слова «взаимообогащение наук» в обиход так и не вошли. Не вошли, хотя, как свидетельствует исторический опыт, накопление научного потенциала и сохранение пространства знаний, взаимодействие научных школ есть естественный, исторически обусловленный, сложный и многоаспектный процесс взаимоотношения народов. Об этом свидетельствуют и присуждаемые Нобелевские премии последних лет, которые делят между собой порой до трех ученых одного профиля, но проживающие в странах, разделенных даже не границами - океанами.
Процесс взаимообогащения научных школ был в Советском Союзе обоюдный, ведь для настоящей науки нет и не может быть столиц и периферий, и это подтверждают и авторы книги, о которой сказано выше. В ней среди наиболее выдающихся результатов творческой мысли ХХ века, принесшей славу России и СССР, особое место отведено советскому ученому Андрею Мирзабекову - изобретателю биочипов, о которых еще говорят «микрочипы с макровозможностями».
Экспериментальная биология и экспериментальная медицина развивались в ХХ веке во взаимной связи. Познание закономерностей развития организмов на клеточном уровне и механизмов тонкой регуляции процессов на уровне молекулярном дало надежду на раннюю диагностику и предупреждение тяжелейших заболеваний, конструирование новых лекарственных препаратов, эффективность которых обеспечивается адресностью и точностью их направленного действия. Именно тогда, на исходе минувшего века, в 90-е годы Мирзабеков предложил биотехнологию, возможности которой не исчерпываются только медицинскими применениями.
Андрей Мирзабеков учился в Институте тонкой химической технологии им.Ломоносова, уже в студенческие годы работал старшим лаборантом в созданной академиком Владимиром Энгельгардтом лаборатории радиационной и физико-химической биологии. Вся дальнейшая научная жизнь Мирзабекова неразрывно связана с этим институтом, где он возглавлял лабораторию молекулярной организации хромосом, а с 1984 года был его директором.
Линейная ДНК, упрочившая известность
Становление Андрея Мирзабекова как ученого включало многомесячные стажировки в ведущих биологических лабораториях мира в Кембридже, Калифорнийском технологическом институте в Пасадене, Гарвардском университете в Пасадене, Гарвардском университете. В 1981 году Андрей Мирзабеков был избран членом-корреспондентом, а в 1987-м - действительным членом АН СССР. Ученый был удостоен Государственной премии СССР, награжден медалью Грегора Менделя, золотой медалью Энгельгардта Российской академии наук, долгое время редактировал журнал «Молекулярная биология».
Андрей Мирзабеков был учеником выдающегося ученого Александра Баева, и первая же его крупная работа в его группе, абсолютно пионерская, была связана с определением последовательности нуклеотидов в нуклеиновых кислотах - впоследствии эта задача станет и одним из применений технологии микрочипов. В 60-е годы минувшего века группа Баева вошла в авангард мирового научного сообщества молекулярных биологов, и научные интересы самого Мирзабекова с этого времени были сконцентрированы на исследовании взаимосвязи структуры ключевых биополимеров с их функцией в живой клетке. Задачи усложнялись, и Мирзабеков доказал, что половинки и четвертинки молекул могут собираться в одну молекулу, обладающую специфической для тРНК функцией (феномен самосборки). Это было крупное и неожиданное открытие, которое произвело огромное впечатление на научный мир. Но ученый не остановился на достигнутом, перейдя к изучению дезоксирибонуклеиновой кислоты - ДНК, биополимера, во много раз превосходящего тРНК по сложности структуры, что потребовало применения комплекса иных методов. В исследовании ДНК, ключевого биополимера живой клетки, материального носителя наследственности, было сохранено выбранное ранее глобальное структурно-функциональное направление. Биологи долгое время пытались подойти к выяснению вопроса, как осуществляется упаковка матричных молекул ДНК, составляющих хромосомы, длина которых в развернутом состоянии измеряется сантиметрами, в образования, которые можно рассмотреть только в микроскоп под большим увеличением. Было ясно, что эти структуры представляют собой комплекс ДНК и белков, внутренняя организация которого регулирует доступность ДНК в качестве матрицы для считывания информации, необходимой для жизни клетки.
Был разработан оригинальный метод сшивки ДНК и белков внутри комплекса, позволивший осуществить прижизненную его фиксацию - без разрушения не только клеточных ядер, но и самих клеток. Химик Мирзабеков, ставший молекулярным биологом, с группой уже своих учеников расшифровал структуру этого комплекса (нуклеосомы), определив порядок расположения в комплексе и места контактов с ДНК четырех классов гистонов - белков, в принципе известных исследователям с незапамятных времен, обладающих к тому же консервативной собственной структурой, практически одинаковой для животных и растительных клеток, но неясной функцией. В результате этой работы функция гистонов была установлена - упорядоченная упаковка линейной ДНК, и эта фундаментальная работа упрочила известность Андрея Мирзабекова.
Однако к этому времени (начало 1980-х годов) международные связи советской биологии, сильно скомпрометированной длительным засильем лысенковщины (кстати, Трофим Лысенко также работал в Азербайджане, на селекционной станции в Гяндже, которая входила в штат созданного в 1925 году Всесоюзного института по прикладной ботанике и новым культурам), были уже в полной мере восстановлены и расширены.
Предотвратить очередную провокацию
Однажды во время завтрака в колледже в США, где он часто бывал и подолгу работал, Андрей Мирзабеков поделился с американским химиком Гилбертом идеей расщепления цепочки ДНК по метилированным нуклеотидам. Из этого родился метод секвенирования ДНК, который получил впоследствии широкое применение и благодаря которому был достигнут успех первых этапов секвенирования генома человека в конце 1980-х-начале 1990-х годов. Гилберт и Максам за совершенствование этого подхода были удостоены Нобелевской премии. Причем не за идею, а за совершенствование.
Научная кооперация советских, а затем российских ученых с Западом в большинстве случаев сводилась к предоставлению финансовой помощи отдельным российским ученым. Андрей Мирзабеков, возглавлявший Институт молекулярной биологии, оказался практически единственным, кто сумел в постсоветское время организовать крупномасштабное и взаимовыгодное сотрудничество, основанное на оригинальных отечественных технологиях в области современной биологии. Уникальная организационная структура - Центр биочипов, который по соглашению с Президиумом РАН и руководством Аргоннской лаборатории США, заинтересованным в потенциале коллектива московской лаборатории, возглавил Андрей Мирзабеков, - просуществовала шесть лет, в течение которых было опубликовано 40 работ, получено 15 патентов и заработано из различных источников (частных фирм, госучреждений, в том числе и от Министерства обороны США) боле $20 млн.
За эти годы была создана технология для производства биочипов, содержащих до нескольких тысяч элементов, разработаны инструменты для регистрации измерений на биочипах, в том числе, и в режиме реального времени, и соответствующее программное обеспечение. Заработанные деньги помогли сохранить институт в тяжелое для фундаментальной науки время.
Прорыв Мирзабекова в новую, крайне востребованную научную область является примером реализации смелой, почти фантастической идеи и упорной работы, а его успех получил мировое признание. Газета New York Times, проводившая опрос мнений ведущих ученых мира о значимости деятельности их коллег, назвала его имя третьим в списке из 20 ученых, чьи работы оказали наибольшее воздействие на развитие высоких технологий ХХI века.
2 февраля 2003 года президент Франции подписал решение о награждении российского ученого высшим орденом Республики - орденом Почетного легиона. Это известие пришло в Москву только 16 июня, и награду посол Франции вручил уже вдове ученого.
Андрей Мирзабеков скончался 13 июня 2003 года и похоронен в Москве. Еще один наш соотечественник, ставший своим среди чужих, но вписавший свое имя и имя своей Родины в скупой список удач минувшего века.
К слову, Андрей (или Тофик Дарьевич Мирзабеков, как сообщил в беседе его брат Камал) родился в октябре 1937 года в Баку. По национальности - азербайджанец, сын Дарьи Мирзабекова, коренного бакинца и русской матери, происходившей из древнего дворянского рода. Некоторое время назад наши неугомонные и вездесущие соседи умудрились даже внести корректировку в Википедию, чтобы объявить его армянином, и только стараниями его супруги, а также проживающего в Баку брата и небезразличных к судьбам Родины людей удалось пре­дотвратить очередную провокацию.
Зульфугар ФАРЗАЛИЕВ
banner

Советуем почитать