• пятница, 19 Апреля, 22:20
  • Baku Баку 24°C

Неадекватная войнушка

26 октября 2019 | 10:11
Неадекватная войнушка

Мазлум Абди, командующий отрядами так называемых «Сирийских демократических сил», объявив партизанскую войну Турции, стал временным ньюсмейкером местного розлива - президент США Дональд Трамп подбодрил его письмом, после чего президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в эфире TRT выразил свое возмущение заокеанскому коллеге по факту переписки.
«Министерство юстиции подготовит в Вашингтоне запрос о выдаче террориста, которого зовут Мазлумом, у нас он числится в розыске, а потому американцы должны передать его нам», - заявил лидер братской страны. На языках исламского Востока «мазлум» означает «униженный ввиду непротивления злу», а это один из наиболее тяжких грехов, потому Эрдоган намеренно надавил на этимологическую составляющую. Ни один уважающий себя родитель не назовет своего ребенка столь уничижительно, впрочем, у армян тоже есть сашики, вовчики, сержики и прочее…
На этом фоне усиливается Россия
Между прочим, этот самый курдский командующий написал гневное письмо Эрдогану, равно как в свое время запорожские казаки турецкому султану. Понятное дело, в Анкаре письмо читать не стали, а потому его постигла та же участь, что и скандального послания Трампа с призывом к президенту Турции «не валять дурака».
На фоне обострения обстановки согласно достигнутой в Сочи недавней договоренности Минобороны России, как и ожидалось, усиливает военную группировку в Сирии для того, чтобы ее воины встали живым щитом между курдами и турецкой армией.
В ближневосточную страну прибудет еще один батальон военной полиции, а это около 500 военнослужащих контрактной службы (и как минимум 60-70 бронеавтомобилей). Их главной задачей станет патрулирование сирийско-турецкой границы. Насколько долго оно продлится, неизвестно, поскольку, как официально заявил пресс-центр «Отрядов народной самообороны» (ОНС), противники Анкары переходят к партизанским действиям не только в Сирии и Ираке, но и на территории самой Турции. Ну, это нам знакомо, по этому поводу можно было и не распространяться: за десятилетия террора боевики взорвали «живые бомбы» и просто взрывчатку в десятках турецких городов с целью посеять хаос в стране.
Но не это главное, получается, в продолжающемся противостоянии между турецкими формированиями и курдскими боевиками подразделения третьей стороны окажутся между двух огней.
Судя по тональности телефонных переговоров министра обороны РФ Сергея Шойгу с главнокомандующим СДС Мазлумом Абди, курдские отряды «лояльно и с благодарностью» относятся к российским военнослужащим, однако недовольны тем, что русские мешают «навалять» турецкой армии и поддерживающим ее вооруженным формированиям.
ОНС накануне сообщили о ведении «партизанами» снайперского огня «против вражеского подразделения», а протурецкая вооруженная оппозиция, в свою очередь, доложила о террористических актах, связанных со взрывами заминированных автомобилей в некоторых населенных пунктах, которые они заняли. Несколько ранее информационный портал «Курдистан тудэй» рассказал о действиях бойцов из так называемых отрядов возмездия в Стамбуле и Измире, которые поджигали автомобили и магазины, принадлежащие партии президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Сообщалось также, что в ходе протестов против вторжения Анкары в ближневосточную страну в самой Турции сожжено четыре завода.
Таким образом, сейчас трудно говорить о том, насколько совместный меморандум России и Турции о прекращении боевых действий на севере Сирии действительно будет способствовать стабилизации в регионе, хотя для изображения присутствия русские значительно усилили численность своего воинского контингента. Кстати, в Сирии кроме авиагруппировки (не менее 50 военных самолетов и вертолетов) и подразделений ПВО, спецназа и военных советников уже действует как минимум два батальона военной полиции в зоне деэскалации «Идлиб», а также… на границе с Израилем в районе Голанских высот. Так что по численности это более 5 тыс. военнослужащих, и на их содержание и обеспечение требуются значительные финансовые и материальные ресурсы, в том числе горюче-смазочные материалы. А они, как отмечает комитет Госдумы РФ по обороне, в военном бюджете страны на будущий год запланированы в недостаточном количестве.
Другой фактор, который может привести к дестабилизации на севере Сирии, связан с проблемами охраны расположенных на курдских территориях лагерей, в которых содержатся сторонники так называемого «Исламского государства» (ИГ) и их семьи. Общая численность содержащихся под стражей и удерживаемых в лагерях лиц, по данным ООН, может составлять около 120 тыс. человек. Эти лагеря пока охраняют отряды ОНС, однако, похоже, к этому процессу после ухода американцев подключатся и российские военнослужащие.
Сергей Шойгу об этой проблеме на днях подробно рассказал СМИ. Он указал, что в течение двух суток после начала наступления турецкой армии охрана части лагерей была снята, и до 500 человек, находившихся там, разбежались. «Я не буду утверждать, что однозначно все эти люди являются террористами», - сказал Шойгу, отметив, что в настоящее время принимаются меры для возвращения беженцев «теми, кто контролирует эти территории». «Здесь возникнет вопрос возвращения их в свои страны. Он намного сложнее, чем кажется, и выходит далеко за рамки простого заявления в Twitter: «Приезжайте и забирайте», - сказал Шойгу. «Как они будут возвращаться? Как те, кто побывал в туристической поездке за рубежом? Или как те, кто принимал участие в терроре?» - задается вопросом министр обороны РФ.
По словам Шойгу, чтобы доказать причастность этих людей к террористическим организациям, нужна доказательная база: «Кто будет этим заниматься? Тут масса вопросов, я не буду детализировать все это, но ситуация такова».
Чужая головная боль
Странно получается. США покинули север Сирии и фактически бросили на произвол судьбы лагеря, в которых при их поддержке силами СДС содержались боевики ИГ. Теперь это головная боль Москвы и Дамаска. После решения руководства РФ взять под охрану границу на севере Сирии обстановка в ближневосточной стране, мягко говоря, не улучшилась. Если в деталях, то американцы не дали возможности Дамаску взять под контроль нефтяные поля, расположенные восточнее Евфрата, они по-прежнему контролируют юг страны на границе с Иорданией, а в Идлибе хозяйничают боевики различных террористических формирований. Для Москвы и ее ВКС боевые действия там вроде бы закончились, однако все шире разворачивается военно-полицейская операция, требующая дополнительных ресурсов и сил. В таких условиях говорить о каких-то подвижках, а тем более о политических переменах в этой стране, думается, преждевременно.
Правда, заинтересованные стороны - Турция, Россия, Дамаск и в некоторой степени курды, равно как и США, получили то, чего хотели. Не по максимуму, но как возможно.
Для Турции главным было создать буферную зону, которая меньше, чем хотел Эрдоган, но достаточна для того, чтобы решить задачи, которые перед ним стояли, а именно - создать полосу размежевания между турецкой территорией и курдскими отрядами, получить пространство, где можно разместить тех беженцев, которые в Турции не очень нужны. Наверное, это как-то увязано с ситуацией в Идлибе, потому что эта зона позволяет часть протурецких сил из Идлиба переместить туда. Для России и Дамаска достигнуто хорошее продвижение, то есть юрисдикция официального правительства Сирии распространена на значительные территории. К тому же курды, будучи поставленными в такое положение, не имеют особого выбора и вынуждены идти на какие-то сложные переговоры с Дамаском об условиях сосуществования.
Соединенные Штаты, несмотря на истерику в антитрамповских кругах, сделали что хотели. Они хотели сократить свое присутствие и уйти оттуда - Трамп об этом говорил всегда. Они хотели показать, что не дадут Эрдогану раздавить курдов - и показали. Белый дом имеет полное право сказать: мы вмешались, и война кончилась - Пенс приехал и прекратил ее.
По сути, вчерашняя договоренность - это развитие того, о чем Эрдоган договаривался с Пенсом. Что касается курдов, то они как всегда, сторона наиболее уязвимая. Но в тех реальных обстоятельствах, которые есть, это для них не худший выход - могло быть хуже. Это такой любопытный пример, когда достигнута модель, в той или иной степени удовлетворяющая интересам всех.
Если же оценивать ситуацию на ближайшие пять-шесть дней, когда курды гипотетически покинут зону безопасности, то зря российская пресса расценивает сочинский меморандум в целом как успех Кремля. Взять хотя бы проблему беженцев - патентованных врагов нынешнего правительства Башара Асада, это потенциальная оппозиция, которая бежала в Турцию и которую Эрдоган хочет вернуть в Сирию. Одно время было модно сравнивать российскую кампанию с советской в Афганистане, хотя это некорректно, поскольку в Афгане было конкретное противостояние двух противников - душманов и шурави, а тут понаехало полмира, у каждой группировки - свои интересы. Так что разобраться там очень даже непросто.
Слоеный пирог заказывали?
С каждым витком напряженности у меня создается впечатление, что американцы русских в Сирию буквально заманивают своими «поддавками» - им и эту территорию уступают, и оттуда солдат выводят, а потом мировые СМИ о сочинском меморандуме высказываются, словно это пакт Молотова - Риббентропа о разделе территорий между Москвой и Анкарой. Надеюсь, намек понятен - типа, эти две столицы обязательно начнут войну между собой, условный Сталин победит условного Гитлера, а дальше нетрудно угадать, чью территорию поделят страны будущей коалиции, после чего наступит новый миропорядок.
Впрочем, пока этот меморандум не только работает, но и обрисовывает новый статус-кво в регионе - курдам дали чуть больше недели на вывод всех войск из сирийско-турецкого приграничья, и эта зона теперь переходит под контроль сирийских пограничников и российской военной полиции. Американские же войска из региона выводятся, причем с позором - весь мир обошли кадры с американскими джипами, которые обступают улюлюкающие и бросающие в них камни сирийцы.
Неудивительно, что американская и арабская пресса пребывает в глубоком трауре и называет происходящее чуть ли не катастрофой. Причин тому множество. Во-первых, безусловный успех Владимира Путина - патрона Башара Асада. Российский президент не просто обеспечил сравнительно мирную реинтеграцию сирийских курдов, но и продемонстрировал, кто теперь является главным арбитром на Ближнем Востоке.
«Русские ставили целью стать новой силой в регионе, и вся эта история с замещением американских сил на российскую полицию и политическое влияние позволила им этой цели достичь», - пишут в один голос СМИ Запада.
Цели такой достигли не только русские, но и турки - и еще вопрос, чье достижение больше расстроило американцев. Да, Анкара является союзником США по НАТО - однако регулярно бросает Вашингтону вызовы, оспаривая приоритет американских интересов над союзническими. И, надо сказать, оспаривает успешно.
Сначала турки купили оружие у Москвы (после чего другие союзники задались вопросом: а что, так тоже можно?), сейчас же они напали на клиентов США - курдов и вынудили американцев отказаться от поддержки этих клиентов. Неудивительно, что турецкие СМИ воспевают победу своего президента, который «победил Америку, Израиль, ЕС и Саудовскую Аравию» - то есть всех врагов.
В-третьих, американских журналистов очень расстраивает судьба клиентов - курдов, которые в американской прессе были предельно мифологизированы. Да, никто не отрицает героизма курдского ополчения в войне против ИГ (в которой курды, по их собственным словам, потеряли 11 тыс. бойцов), а также страданий курдского народа от исламистов.
Однако некоторые западные СМИ писали об автономном «сирийском Курдистане» чуть ли не как о некоем островке либерализма посреди моря ближневосточной деспотии. Месте, где у мужчин и женщин равные права, где широкие полномочия местного самоуправления, где в мире и дружбе живут различные народы и конфессии. Как о мечте, которую сейчас - о ужас! - раздавили путинский, эрдогановский и трамповский сапоги.
Трампу неинтересна патетика глобалистов. Ему интересен дебит и кредит американской внешней политики - и ведомость показывает, что траты на Ближний Восток не были эффективными. «Мы потратили 8 триллионов долларов на ближневосточные войны. Войны, которые никогда особо и не хотели выиграть, - говорит американский президент. - И после всех потраченных денег, после всех потерянных жизней, после огромного числа тяжелораненых юношей и девушек Ближний Восток стал менее бе­зопасным и менее стабильным, чем в то время, когда эти войны только-только начинались». И в соответствии со своими предвыборными обещаниями Трамп отказывается от тех внешнеполитических проектов и обязательств, которые Америке не нужны, в данном случае - от Сирии, передав «никчемные амбиции» своему противнику...
Салех Баят
banner

Советуем почитать