• пятница, 19 Апреля, 23:54
  • Baku Баку 24°C

Выждать момент

21 октября 2019 | 15:50
Выждать момент

ПОЗИЦИЯ
Министры иностранных дел Армении и Азербайджана, откликнувшись на призыв сопредседателей МГ ОБСЕ, согласились до конца года провести еще одну встречу. Об этом заявили сопредседатели Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, подводя итоги своего трехдневного визита в регион - в Армению, Азербайджан и оккупированный Нагорный Карабах.
Согласно их заявлению, Президент Азербайджана и премьер-министр Армении проинформировали посредников о своей недавней беседе на саммите СНГ в Ашгабате, а также представили свои идеи о том, как продвинуть процесс урегулирования карабахского конфликта. Сопредседатели также приветствовали перспективу внедрения конкретных гуманитарных мер и мер безопасности с целью подготовки народов к миру и снижения напряженности.
Все это понятно, слышим не впервой. Однако о чем конкретно будут договариваться конфликтующие стороны, как всегда, остается тайной за семью печатями.
Устами коллективного спикера...
Вот и в Армении озабочены переговорной повесткой, особенно если учитывать, что в Вене Президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян в ходе трехчасовой беседы, как указывалось в заявлении МГ ОБСЕ, «договорились усовершенствовать механизмы прямого общения». А еще стороны обменивались мнениями о ряде существенных вопросов в процессе карабахского урегулирования, подчеркивали важность формирования благоприятной атмосферы для мира и диалога. Была отмечена также важность конкретных и ощутимых шагов для разработки ряда гуманитарных мер и продолжения «прямого диалога». Однако прямого диалога нет, и даже вопрос организации обмена задержанными лицами пробуксовывает в силу упертости карабахских сепаратистов, диктующих условия Еревану.
В этой связи бывший «секретарь Совета безопасности» марионеточного режима на территории оккупированного ВС Армении Нагорно-Карабахского региона Азербайджана Виталий Баласанян в ходе состоявшейся на днях пресс-конференции, говоря о политике премьер-министра Никола Пашиняна в деле урегулирования карабахского вопроса, заявил, что не стоит отказываться от того переговорного пакета, который был на столе переговоров до «бархатной» революции 2018 года. То есть те результаты, которых достиг Серж Саргсян, должны быть приняты Пашиняном, и переговоры должны продолжаться по той же логике.
Разговор идет о возвращении Азербайджану семи районов - Агдама, Физули, Джебраила, Зангилана, Губадлы, Кяльбаджара и Лачина при условии, что сохраняется коридор, связывающий Нагорный Карабах с Арменией. Решение же окончательного правового статуса Нагорного Карабаха будет осуществлен путем проведения всеобщего голосования всего населения Нагорного Карабаха, включая азербайджанскую общину, под эгидой ООН или ОБСЕ.
Согласно появившимся в армянской прессе сведениям, Баласанян проводит свои пресс-конференции после встреч с Сержем Саргсяном, Бако Саакяном, представителями прежних властей, обсуждений с назначенными Саргсяном советниками. Причем в данном случае он выступает в роли коллективного спикера Сержа Саргсяна, Роберта Кочаряна и Бако Саакяна, озвучивает также имя главы МИД РФ Сергея Лаврова, озадачивая таким образом армянскую общественность, которая в свою очередь хочет, чтобы власти «НКР», а также Саргсян и Кочарян публично заявили, что «поддерживают план Лаврова, который является, по сути, тем же предложением, а не делали это устами Виталия Баласаняна».
Тезисная перестрелка
В этом ключе интересен тот факт, что и представитель МИД России Мария Захарова, и глава внешнеполитического ведомства Азербайджана Эльмар Мамедъяров указывают на некий документ, который лежит на столе Минской группы и содержание которого для армянской стороны почему-то остается неизвестным. А ведь не раз заявлялось, что разговор идет о давно обсуждаемых Мадридских принципах.
Впрочем, в интервью «Известиям» Эльмар Мамедъяров выразил сожаление о том, что «должны говорить не о переговорах, а именно о встрече». Создается впечатление, что Баку и Ереван при встречах начинают все чуть ли не с «чистого листа».
Азербайджан не делает секрета из того, что ставка на новое руководство Армении в урегулировании нагорно-карабахского конфликта по ряду причин себя не оправдывает. Ведь заявление Пашиняна о том, что «Нагорный Карабах - это Армения», при практической реализации этого лозунга ведет к срыву существующего переговорного процесса и дает повод Баку перейти к силовому решению вопроса. Благо, такое право у нашей страны есть. Однако на мировой политической площадке предпочли считать, что Пашинян играет на внутреннюю аудиторию. Ведь как-то надо объяснить то обстоятельство, что Ереван остается в прежнем переговорном формате по урегулированию армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта?!
Еще один тезис Пашиняна о необходимости «приемлемости окончательного решения карабахской проблемы для народов Армении, «Арцаха» (кавычки - наши) и Азербайджана» преследовал не совсем понятные цели, и когда Президент Азербайджана Ильхам Алиев на Валдайском форуме в Сочи заявил, что «Карабах - это Азербайджан. И восклицательный знак», то его слова в Армении были восприняты как стремление Баку не допустить к переговорному процессу сепаратистов самопровозглашенного «НКР».
Как считает шеф-редактор Восточной редакции ИА REGNUM Станислав Тарасов, «на этом тезисная перестрелка между Алиевым и Пашиняном могла бы завершиться. Однако азербайджанский президент пошел дальше».
Поясним, что имеет в виду Тарасов. Дело в том, что, выступая на Совете сотрудничества тюркоязычных государств, наш Президент сказал, что «Нахчыван отделен от материковой части Азербайджана. Между ними расположен Зангезур - древняя азербайджанская земля. Ее передача Армении создала географический раскол тюркского мира». Далее Президент Азербайджана заявил, что «пришло время приступить к формированию новых горизонтов общетюркского будущего», и предложил разработать программу «Тюркское видение 2040», в которой должны найти отражение долгосрочные цели тюркоязычного сообщества и пути их достижения. Что не может не беспокоить и пугать Армению.
По законам дипломатического искусства
Таким образом армянским захватчикам припомнили, что не только Нагорный Карабах, но и Зангезур являются исконной азербайджанской землей.
Как считает Станислав Тарасов, в сложившихся реалиях «Президент Азербайджана абсолютно прав. Его расчеты строятся не на песке». Дело в том, что после прихода к власти Пашиняна обозначился тренд геополитической трансформации Армении в сторону Запада. Азербайджан, несмотря на свое отсутствие в ОДКБ и в Евразийском экономическом союзе, активно развивает отношения прежде всего с Москвой, удачно вклиниваясь в отношения по линии Москва - Анкара. «Алиев почувствовал признаки большого геополитического передела и стал расставлять свои главные ударения. Если ему удастся закрепить внешнюю политику на этом направлении, безусловно, перед ним могут открыться иные перспективы и в нагорно-карабахском урегулировании», - считает Тарасов.
Конечно, Азербайджан хоть вчера мог бы начать войну с Арменией за освобождение своих исконных земель. Однако куда перспективнее выждать момент и определиться в формирующемся раскладе сил как на Ближнем Востоке, так и на Южном Кавказе, что, по признанию экспертов, предполагает большие дипломатические искусство и опыт, чего Президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву не занимать.
Что касается вконец запутавшегося в определении геополитической идентичности Никола Пашиняна, то по логике вещей ожидалось, что именно армянский премьер должен был бы стать самым доверительным партнером президента России Владимира Путина, однако по факту таковым сейчас является Ильхам Алиев. И именно глава Азербайджанского государства отныне определяет сегодня главные события. Поэтому, по заверению российских экспертных и политических кругов, от предстоящей встречи глав МИД Азербайджана и Армении в Братиславе ждать каких-либо сенсаций не приходится, ибо все решается в совершенно другом месте.
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать