• пятница, 29 Марта, 18:53
  • Baku Баку 14°C

Зряшные угрозы

18 октября 2019 | 13:47
Зряшные угрозы

КОММЕНТАРИЙ
Вашингтон готов усилить экономическое давление на Анкару, если она не прекратит наступление на северо-востоке Сирии, заявил министр финансов США Стивен Мнучин, введя санкции против двух турецких министерств и нескольких членов высшего руководства страны.
Кроме того, повышены экспортные пошлины на турецкую сталь. «Дополнительные санкции будут введены, если не введут режим прекращения огня»,- сказал Мнучин журналистам, добавив, что у ведомства есть «широкие полномочия».
Патовая ситуация
Вдобавок ко всему президент Дональд Трамп пообещал, напутствуя вице-президента США Майкла Пенса и госсекретаря Майка Помпео перед переговорами с Эрдоганом, что если встреча будет провалена, Анкару ждут «разрушительные последствия». Ответ Турции не замедлил себя ждать - Анкара зеркально ответит на возможные американские санкции в отношении Турции, - заявил представитель МИД Турции Хами Аксой, напомнив, что официальный Вашингтон на различных уровнях, включая главу администрации Белого дома, был своевременно проинформирован о начале операции «Источник мира», о ее целях и зоне охвата. По его словам, не остались вне информационного поля и другие члены международного сообщества. «Турция ведет законную борьбу против террористических организаций, угрожающих ее национальной безопасности, и намерена продолжать ее со всей решимостью. На каждый шаг, направленный против этого, будет дан полноценный и зеркальный ответ», - сказал Аксой.
Тем временем с целью убедить Турцию прекратить антитеррористическую операцию в Анкару одновременно прибыли три внушительные заокеанские делегации, возглавляемые вице-президентом Майклом Пенсом, госсекретарем Майком Помпео и новоназначенным помощником главы государства по нацбезопасности Робертом О`Брайеном, причем всех их консультирует спецпредставитель США по Сирии Джеймс Джеффри.
Вначале Эрдоган был против встречи со столь внушительным десантом, выделив для каждой из ветвей власти адекватные величины в своем правительстве, но затем все-таки передумал, назначив встречи с вице-президентом и госсекретарем, не желая сжигать и без того прохудившиеся мосты. А потому создана патовая ситуация, где американцы будут показывать свою доминирующую роль, а турки защищаться, ставя национальные интересы превыше всего.
В Вашингтоне утверждают, что действия Турции подрывают безопасность всего региона и ставят под угрозу местное население. «Если операция Турции продолжится, это усугубит растущий и обостряющийся гуманитарный кризис с потенциально катастрофическими последствиями. Чтобы избежать дальнейших санкций, введенных в соответствии с новым исполнительным указом, Турция должна немедленно прекратить одностороннее наступление на северо-востоке Сирии и вернуться к диалогу с США по вопросам безопасности», - заявил перед визитом Помпео.
Уже санкции ведены в отношении министерств обороны и энергетики и трех турецких чиновников - министра энергетики и природных ресурсов Фатиха Донмеза, главы МВД Сулеймана Сойлу и министра обороны Акара Хулуси.
Очевидно, что попытки довести турецкую экономику до кризиса не способствуют нормализации отношений Анкары и Вашингтона. В Конгрессе США упорно не хотят признавать право Турции на обеспечение безопасности своих границ и положить конец постоянным нападениям террористов.
Мнимая тревога
Трамп, однако, понимает, что противостояние с Анкарой - это прямой путь к развалу Североатлантического альянса. В свое время кипрский кризис, во время которого США наложили эмбарго на поставки оружия Турции, привел к резкому охлаждению отношений. После этого на восстановление связей потребовалось чуть ли не десятилетие. Нынешний же раскол грозит быть более глубоким и продолжительным.
Неслучайно на совместной пресс-конференции с итальянским коллегой Серджо Маттареллой в Белом доме он сказал, что террористическая «Курдская рабочая партия» (КРП) представляет большую угрозу, чем так называемое «Исламское государство» (ИГ).
«КРП, которая, как известно, входит в состав курдских сил, пожалуй, хуже с точки зрения террористической угрозы и во многих других отношениях, чем ИГ», - сказал американский лидер. «Я думаю, что это проблема, которую мы, тем не менее, очень успешно держим под контролем», - добавил он.
«Знаете, почему ИГ уважает ПКК? Потому что они такие же жесткие или даже жестче, чем ИГ. Пора бы уже сказать об этом, никто не хочет об этом говорить: мы делаем вид, будто курды являются ангелами, мы выплачивали курдам много денег, огромные суммы, мы давали им целое состояние. И знаете, что? Прекрасно, что они воевали на нашей стороне, но мы платили им за то, что они воевали на нашей стороне», - заявил глава Белого дома.
Надо сказать, что отношения Турции с США и вообще с Западом не были безоблачными. Пока существовал СССР, Запад нуждался в укреплении южного фланга, и с этой задачей как нельзя лучше справлялась Турция. Кроме того, тогда Турция была более покладиста. А теперь Запад (опрометчиво) считает, что былой угрозы нет и поэтому можно третировать Турцию.
Администрация Обамы отказала туркам в поставке систем ПВО Patriot. А теперь, США и члены ЕС не только оказывают давление на Турцию, но и пытаются шантажировать ее.
Начисто забыта и 5-я статья Североатлантического договора, которая предусматривает создание системы коллективной защиты - братской нам стране не только предоставили в одиночестве противостоять террористам, но всячески мешают ей в этом.
Как разъяснил ситуацию корреспонденту газеты «Каспiй» глава Центра политологических исследований «Атлас» Эльхан Шахиноглу, в Турции не удивлены санкциями США, потому как в заокеанских ветвях власти со времени прихода в Белый дом Дональда Трампа «расцвели» протестные группы:
- Предложение братской страны о недопустимости создания вооруженных курдских анклавов в приграничных районах Сирии несколько раз обсуждалось в Вашингтоне как во времена «патентованного тюркофоба» Барака Обамы, так и при нынешней администрации. Трамп рад бы поддержать Турцию, что он и делает, называя «Курдскую рабочую партию» злом гораздо большим, чем так называемое «Исламское государство», а вместе с ней подразумевает всю средневосточную «курдскую улицу».
Однако Конгресс, включая республиканцев, не желает отходить от позиции силы и намерен показать любому союзнику, кто «хозяин» положения.
А потому турецкие власти тоже игнорируют призывы остановить операцию и продолжают действовать в соответствии со своим планом с намерением доказать, что в «крутости» они не уступают заокеанской державе, и что пора заявить о себе, как о силе глобального масштаба. Отсюда и намерения Эрдогана сделать страну членом Совбеза ООН.
Кроме того, в Анкаре давно поняли, что ее интересы не совпадают с американскими. В частности, это касается ближневосточной политики США. Турция же считает, что политика Запада намеренно расшатывает и ставит под угрозу ее государственную безопасность, потому христианские страны подчеркивают, что для них Турция более не является надежным союзником. Если Запад не внесет коррективы в свою политику, то кризис в НАТО будет только усиливаться, что только на руку России. Конечно, Турция не покинет блок, но и плясать под дудку Вашингтона она не намерена.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать