• четверг, 28 Марта, 22:22

Чудо лечебной грязи,

05 мая 2014 | 15:27
Чудо лечебной грязи,

МЕДИЦИНА
В очередном номере российского научно-практического журнала «Физиотерапия, бальнеология и реабилитация» под заголовком «Метод трансдермального применения сухой сопочной грязи» опубликована коллективная статья азербайджанских ученых во главе с застрельщиками внедрения вулканической грязи в лечебную практику азербайджанских медиков доктора медицинских наук Фариды Эфендиевой и доктора геолого-минералогических наук, заслуженного деятеля науки Адиля Алиева. Статье предпослан редакционный комментарий, в котором отражены значение и суть нового передового метода.
В Азербайджане разработан новый метод использования сухой сопочной грязи, названный «сухим» грязелечением, осуществляемый трансдермальным воздействием наночастиц грязи на кожные рецепторы и центральную нервную систему. Метод оказался эффективным особенно при продолжительных хронических заболеваниях благодаря своему щадящему действию и длительному последействию. Сегментарное грязевое воздействие в сочетании с фототерапевтическими лучами оправдало себя при лечении трофических язв нижних конечностей, что позволяет считать его методом выбора. Трансдермальпый метод, особенно при повторных курсах применения, позволил избежать ампутации конечности и дальнейшей инвалидизации больного.
Бальнеологическая значимость сухого порошка сопочной грязи позволила расширить его применение во многих лечебных учреждениях Азербайджана, а также и за его пределами за счет обеспечения пакетирования порошка грязи.
Статья азербайджанских ученых привлекла внимание врачей различных регионов России и Украины, где свое применение находит вулканическая грязь, и в адрес Фариды ханым Эфендиевой уже поступили письма, в частности из Феодосии, с вопросами, касающимися практического применения. Значит, метод уже берется на вооружение зарубежными врачами. А как в Азербайджане?
В нашей республике был опыт применения вулканической грязи в официальной медицинской практике. Заслуга реализации идеи курортного и внекурортного грязелечения в Азербайджане принадлежит Фариде Эфендиевой и Адилю Алиеву, которые с начала 80-х годов прошлого века активно пропагандировали грязелечение, доказывая его действенность, результативность, а также необходимость открытия в Баку при районных больницах грязелечебных кабинетов, что давало бы возможность больным принимать курсы лечения без отрыва от производства.
История не знает случаев, чтобы передовые новаторские методы в любых областях жизни пробивали себе дорогу без препон. Так было и в этом случае, хотя и Фарида Эфендиева, и Адиль Алиев взялись за внедрение идеи во всеоружии научных и практических знаний. Оба, каждый в своей области, прошли определенный путь в накоплении опыта и овладении всей полнотой информации в этом направлении науки.
Целебные свойства вулканической грязи А.Алиев открыл для себя во время исследования вулканов Таманского полуострова. Именно там, на берегу Азовского моря, он обратил внимание на людей, которые толпились у небольших выходов из-под земли вулканической грязи. Они густо покрывали ею и тело, и лицо, а потом, когда она подсыхала, смывали в море. Будучи на Сахалине, где всего три вулкана, он узнал, что вулканическая грязь в лечебных целях активно используется в поликлиниках и больнице острова. То же и в больницах Феодосии, а в Грузии во времена СССР функционировал всесоюзный курорт «Ахтала», где вулканическая грязь также широко использовалась в медицинских целях.
Вернувшись в Баку, ученый отправился в Институт курортологии и физических методов лечения, где познакомился с доктором медицинских наук Фаридой Эфендиевой. Оказалось, она уже много лет занимается лечением не только вулканической, но и илистой озерной грязью. Ученый рассказал ей о своих наблюдениях, и, будучи энтузиастами каждый в своем деле, они быстро нашли общий язык: решили совместно заняться детальным лабораторным анализом вулканической грязи.
В течение ряда лет А.Алиев и Ф.Эфендиева в творческом содружестве со специалистами Института почвоведения и агрохимии НАНА проводили детальные научные исследования для выявления биологически активных веществ, содержащихся в органических компонентах грязи вулканов Азербайджана. Комплексно изучались физико-химические свойства и геохимические особенности грязей с точки зрения их использования в лечебной практике. Йод, бром, бор, марганец, литий, кальций, медь, железо… Это далеко не полный перечень содержащихся в сопочной грязи - редко встречающемся виде вулканических грязей - ингредиентов, обладающих целебными свойствами. Из органических веществ были выявлены нафтеновые, гуминовые и фульвокислоты, углеводороды, а также некоторые ферменты, также благотворно влияющие на организм. Алиев изучал геохимические особенности, а Эфендиева - бальнеологические свойства. Вначале в теории, а затем и на практике. В результате было доказано наличие у вулканической грязи большого спектра лечебных свойств. Уже одно это обстоятельство у креативно, творчески мыслящего человека с задатками хозяйственника зародило бы идею создания специфической курортной зоны, разработки туристского маршрута или широкого использования целебной грязи в лечебной практике местных медучреждений, тем более что ее запасы в Азербайджане безграничны. Адиль муаллим оказался именно таким человеком и опубликовал не одну статью в местной печати в пользу этой идеи, а параллельно предпринимал и активные действия. И он, и Фарида ханым - специалисты высочайшего уровня - безотлагательно занялись разработкой методических вопросов использования вулканической грязи в медицинских целях. Более того, А.Алиев составил тогда карту типизации, позволяющую определить, грязь какого вулкана более подходит по составу микроэлементов и органических веществ для лечения того или иного недуга или профилактики болезней. Проведена была большая работа, причем на голом энтузиазме. Результаты своих исследований ученые опубликовали в ряде научных журналов. Кстати, при сопоставлении состава вулканической грязи с нафталанской нефтью оказалось, что между ними есть сходство.
Начиная с 1980 года благодаря усилиям ученых, настойчивости, их умению убеждать, с официального разрешения Минздрава республики грязи вулканов Шорбулаг и Ахтарма-Гарадаг успешно стали применяться при лечении методом физиотерапии в 16 бакинских поликлиниках, пансионатах, в женской консультации, в косметологии и др. Практическое применение вулканической грязи выявило высокую ее эффективность.
В 1981 году А.Алиевым была подготовлена карта-макет «Лечебный дар из глубин Земли», которая демонстрировалась на ВДНХ СССР.
С отъездом А.Алиева в 1986 году на работу в Сирию применение вулканической грязи в лечебных учреждениях пошло на спад, а потом и вовсе прекратилось. Правда, в начале 90-х годов Ф.Эфендиевой была налажена работа по продаже через аптечную сеть в килограммовых пакетах порошка вулканической грязи.
Ныне Адиль муаллим вместе с Фаридой ханым мечтают о возрождении прежней практики применения вулканической грязи в медицинских целях. Ведь во многих случаях она, обладая поистине волшебными свойствами, помогает в исцелении от многих болезней, в частности радикулита, сердечно-сосудистых, гинекологических, урологических, а также болезней желудочно-кишечного тракта. В 1993 году, в статье «Вулканы… лечат» Адиль муаллим высказал свое мнение о более целесообразном месте создания бальнеогрязелечебницы - близ Шихово, на берегу Каспия, или на северо-востоке Абшеронского полуострова.
Фарида ханым и Адиль муаллим мечтают о внедрении этого метода и применении сопочных грязей не только в Азербайджане, но и в других странах. Ведь то богатство, которым природа безмерно наделила Азербайджан, может и должно служить людям, а еще - приносить определенные доходы в государственную казну.
На экземпляре журнала, присланном Фариде ханым из Москвы, сотрудники научного издания написали: «Пожелаем в будущем году широко шагать сопочной грязи Азербайджана по Планете».
Что может быть лучше пожелания, касающегося здоровья людей?!
Франгиз ХАНДЖАНБЕКОВА