• четверг, 28 Марта, 16:14
  • Baku Баку 16°C

Консенсус достигнут

08 октября 2019 | 13:48
Консенсус достигнут

РЕГИОН
Китайская государственная нефтегазовая компания CNPC приостановила участие в иранском газовом проекте «Южный Парс» под давлением США на фоне торговых переговоров между странами. Отказу от реализации проекта предшествовали четыре раунда переговоров в Пекине, последний из которых завершился накануне.
Высокопоставленные американские чиновники хоть и призывали оппонентов воздержаться от финансирования новых проектов, поддерживающих муллократию, те вежливо отказывались. И вот, наконец, нужное волшебное слово было найдено, после чего официальный Пекин воскликнул: «Ну, ладно, уговорили!..»
Собственными силами
Поднебесная, хоть и сильна, однако примерно половина экспорта ее продукции приходится на заокеанскую державу, а буквально позавчера вступили в силу дополнительные санкции США в отношении Ирана, которые охватили экспорт нефти и распространяются на все третьи страны, нарушившие табу. Правда, информации о том, давало ли правительство Китая прямые распоряжения об отказе от проекта, неизвестно, однако очевидно, что это решение целесообразно в свете текущих торговых переговоров между двумя мировыми гигантами.
Согласно условиям контракта, у Тегерана есть четыре месяца на то, чтобы решить, позволить ли CNPC остаться в проекте «Южный Парс» в качестве пассивного инвестора или отменить сделку с компанией, что уже сделано по факту. Как заявил министр нефти Ирана Бижан Зангане, теперь упомянутым проектом будет заниматься исключительно местная компания Petropars, а это значит, что идея отложена в долгий ящик ввиду отсутствия у муллократии передовых технологий.
Сделка с «Южным Парсом» была заключена после ядерного соглашения 2015 года с мировыми державами - изначально за разработку месторождения взялась французская Total, имевшая контрольный пакет акций, составлявший 50,1%. Однако 8 мая прошлого года президент США Дональд Трамп заявил, что его страна выходит из международной ядерной сделки с Ираном и восстанавливает санкции против Тегерана. Вашингтон дал европейским компаниям, ведущим бизнес в Иране, ровно полгода на то, чтобы свернуть инвестиции, заявив, что в противном случае фирмы подвергнутся риску отчуждения от совместной деятельности с американцами.
Именно после этого французы под угрозой применения санкций вышли из перспективного проекта и передали свою долю CNPC, имевшей и без того немалую долю в проекте - 30%. И так как контракт, в случае выхода французской компании из проекта, давал возможность CNPC забрать долю Total (50,1%), то китайская компания получила в итоге (в конце ноября минувшего года) чуть более 80%.
Одним выстрелом
Участием иностранных инвесторов Тегеран хотел решить разом несколько вопросов - от внедрения новейших технологий и иностранного оборотного капитала до экспорта и переработки с участием ведущих мировых компаний. При этом только Китай намеревался в ближайшие 5 лет инвестировать в нефтегазовый комплекс Ирана $280 млрд, а полученные миллионы баррелей нефти и миллиарды кубометров газа - закупать с огромными скидками, причем без оглядки на окрик из-за океана. Однако «вторичные» санкции США против Ирана распространяются на все страны и компании, продолжающие торговать с Ираном, и большинство крупных компаний в мире не могут их игнорировать, поскольку либо торгуют с американцами, либо пользуются их финансовой системой.
Официальные лица в Пекине пока никак не прокомментировали эти сообщения. Тем не менее министр иностранных дел Ирана Мухаммед Джавад Зариф несколько вяло, но все же пожаловался на заокеанскую кампанию против Тегерана и ее влияние на иностранные инвестиции: «Мы будем использовать все возможные пути для торговли углеводородами, а потому и не уступим давлению Америки, так как экспорт нефти является законным правом Ирана», - сказал он, добавив, что Иран хочет улучшить отношения со странами региона.
Кстати, после очередных санкций США экспорт сырой нефти из Ирана сократился более чем на 80%, после чего местная организация по атомной энергии (AEOI) подтвердила, что страна еще больше сократит свои обязательства по ядерному соглашению, если европейская сторона не выполнит обещания защитить экономику Ирана от санкций США. «Мы продолжим реализацию наших планов по сокращению наших обязательств по ядерной сделке, если другие стороны не выполнят свои обещания», - говорится в распространенном заявлении.
А.АЛЕКПЕРОВ
banner

Советуем почитать