• пятница, 19 Апреля, 17:10
  • Baku Баку 25°C

Надоели пустые обещания

20 сентября 2019 | 10:39
Надоели пустые обещания

РЕГИОН
Буквально накануне стало известно, что Турция намерена в ближайшие годы создать военные базы на севере Сирии и Ирака - там, где «временно» закрепились ее боевые подразделения, занявшие позиции в ходе спецопераций «Щит Евфрата» и «Оливковая ветвь» с целью зачистки территорий от террористов всех мастей, в том числе и так называемого «Исламского государства» (ИГ).
По словам министра национальной обороны Хулуси Акара, генеральный штаб по указанию политического руководства страны уже определил в этих странах места, где будут созданы постоянные объекты дислокации. При этом он подчеркнул, что основная цель командования армии - создание зоны безопасности у южных рубежей государства, что очень важно для борьбы с терроризмом.
Начало положено
Начало столь радикальному плану положено невыполнением американцами обещаний о прекращении поддержки курдских боевиков из «Отрядов народной самообороны» (ОНС), аффилированных с оджалановской «Курдской рабочей партией» (КРП). Именно «наплевательское» отношение заокеанского партнера к союзническим обязательствам вынудило братскую нам страну поступить сообразно целям государственной безопасности, а ее президент Реджеп Тайип Эрдоган и вовсе заявил о готовности Анкары начать антитеррористическую операцию на северо-востоке Сирии, где в настоящее время с переменным успехом и, кстати, совместно с США создается «зона безопасности».
По его же словам, после того, как районы к востоку от Евфрата превратятся в немилитаризированную территорию, там можно будет разместить часть сирийских беженцев как из Турции, так и из Европы. «Сделав восток Евфрата безопасным местом, в зависимости от глубины этой безопасной зоны, мы можем переместить туда сирийцев, которые в настоящее время проживают в нашей стране и Европе. Речь идет о 2-3 млн человек в зависимости от размеров указанной зоны. События ближайших месяцев покажут, будет ли сирийский кризис урегулирован мирным путем или проблема усугубится», - сказал Эрдоган, добавив, что «ожидает действий» и «поддержки» со стороны европейских стран.
Он заявил также, что официальная Анкара ожидает от европейских стран большей поддержки как по ситуации в сирийском Идлибе, так и по районам к востоку от Евфрата. «Турция сыта по горло пустыми обещаниями», - подчеркнул Эрдоган, напомнив, что число беженцев в Турции стремительно приближается к четырем миллионам с тенденцией к дальнейшему росту, что недопустимо.
«Ничего подобного нет ни в одной другой стране мира. Значит, и Запад должен принять миллионы беженцев, потому что если в ближайшее время ситуация в Идлибе не стабилизируется, Турция не сможет справиться с волной мигрантов. Не стоит забывать, что на северо-западе Сирии также насчитывается около 4 млн человек», - обратился он к соседнему Евросоюзу, понимая, что от эгоистичных американцев, отгородившихся Атлантическим океаном и чувствующих себя вольготно, нечего ожидать каких-либо подвижек.
Как тают ожидания
Примерно дней сорок назад после сложных трехдневных детальных переговоров в Анкаре два главных союзника по Североатлантическому блоку вроде как пришли к соглашению о совместных действиях по созданию «зоны безопасности» на севере Сирии (к востоку от реки Евфрат) и договорились о создании совместного операционного центра в районе Акчакале турецкой провинции Шанлыурфа. Заявленной целью являлась «координация и управление запланированной безопасной территорией» шириной до 40 километров вдоль сирийско-турецкой границы, которая должна контролироваться Анкарой в координации с Вашингтоном.
При этом поддерживаемые Соединенными Штатами ОНС должны были по умолчанию покинуть эту приграничную территорию и к тому же сдать тяжелое вооружение.
Союзники по НАТО заявили, что «зона безопасности» на границе Сирии с Турцией должна стать «мирным коридором», и что будут предприняты все усилия, чтобы сирийцы, перемещенные в результате войны, могли вернуться в свою страну.
Понятно, что Дамаск выступил категорически против создания так называемой «зоны безопасности», подчеркнув, что это - посягательство на суверенитет государства. Однако несмотря на угрозы правительства Башара Асада, центр совместных операций все же был создан, после чего над северо-востоком ближневосточной страны начали летать первые турецкие разведывательные беспилотники.
С месяц назад стороны вроде как приступили к реализации первого этапа плана по созданию «зоны безопасности», более того, они смогли осуществить три совместных воздушных патрулирования. Однако, как и подозревали в Анкаре, реализация соглашения пошла, что называется, со скрипом - то есть если ОНС и начали покидать какие-то территории, выделенные под американо-турецкое наземное и воздушное патрулирование, то вопреки договоренностям, делали это, прихватив с собой «на всякий случай» все тяжелое вооружение. Спрашивается, для чего это нужно, если основные силы ИГ разгромлены? А для того, чтобы создавать напряженность, обстреливая приграничные с Сирией провинции Турции.
А потому недавно, выступая перед журналистами на пресс-конференции в Анкаре, министр иностранных дел братской страны Мевлют Чавушоглу вынужден был заявить, что Вашингтон «тормозит» реализацию соглашения о «зоне безопасности».
«Подход американской стороны к подписанному ранее соглашению о безопасной зоне в арабской республике оказался неудовлетворительным и предпринятые Вашингтоном шаги являются только косметическими», - посетовал глава турецкого внешнеполитического ведомства, добавив, что «в случае, если союзники будут бездействовать, наша армия в любой момент может войти на территории на севере Сирии».
Так что теперь у заокеанской державы не более двух недель на решение оргвопроса, в противном случае Пентагон вынужден будет или окончательно и официально заявить о поддержке курдских подразделений, или же продолжать политическое, в том числе санкционное давление на турок. Правда, международное право на стороне Анкары, но мы неоднократно видели, как Белый дом ни в грош не ставил законность, предпочитая политическую целесообразность.
Ю.АББАСЗАДЕ
banner

Советуем почитать