• вторник, 23 Апреля, 21:02
  • Baku Баку 20°C

Согласие достигнуто, но…

18 сентября 2019 | 11:02
Согласие достигнуто, но…

КОММЕНТАРИЙ
В Анкаре прошел трехсторонний саммит между президентами Турции, России и Ирана по сирийскому урегулированию, являющийся развитием астанинского формата. Ключевыми темами переговоров стала ситуация в сирийской провинции Идлиб и формирование Конституционного комитета этой страны, в основном готовящейся к мирной жизни.
О том, что встреча была успешной и продуктивной, говорит тот факт, что не было разногласий при окончательном согласовании списков участников упомянутой структуры. Гладко прошли (в основном между Путиным и Эрдоганом во время двусторонней встречи) и дебаты по поводу деления сопротивленцев на вооруженную оппозицию и террористические образования «Исламского государства», Аль-Каиды» и им подобных. К сожалению, за скобками остались курдские армейские подразделения, время от времени беспокоящие приграничные районы братской страны, но ближайшее будущее покажет, насколько эта тема для нее актуальна.
Всем комитетам комитет
Одним из главных событий саммита стало объявление о списках членов Конституционного комитета Сирии, а лидеры стран-гарантов сошлись во мнении о необходимости содействовать его работе, сохраняя за астанинским форматом ведущую роль в сирийском урегулировании. При этом Эрдоган заявил о появлении новой надежды на разрешение кризиса и на обеспечение там «территориальной целостности, спокойствия и стабильности». Путин же особо напирал на слаженность работы, «позволившей стабилизировать обстановку и снизить уровень насилия».
Иными словами, альтернативы политическому решению нет. Но возникает следующий вопрос: кто вошел в комитет комитетов при том, что списки его членов составлялись и в Анкаре, и в Дамаске при поддержке Москвы с Тегераном, и даже канцелярией бывшего спецпосланника Генсека ООН Стаффана де Мистуры.
Вопрос отнюдь не праздный, поскольку речь идет о своеобразной предтече как парламента, так и конституционного суда, призванных отражать интересы как сторонников, так и противников действующей сирийской власти. Именно на эту фундаментальную структуру возложена важная задача - решать вопросы, связанные с перспективным политическим устройством страны.
И пусть не покажется кому-то число ее членов - 150 слишком большим, поскольку треть участников совещаний будет представлять действующее правительство (список составлялся Башаром Асадом), еще треть - политическую оппозицию (персоналии одобрены на высшем уровне в Анкаре), а вот третий список делегатов (автор - Стаффан де Мистура) - сплошной темный лес.
Опытный читатель знает, что такое гражданское общество. В основном это самовыдвиженцы, когда-то «выкрикнувшие» свое имя и создавшие неправительственную организацию, а то и просто добровольцы, решающие задачи, до которых власти нет дела или просто руки не доходят. Так вот, третий список из 50 человек так и называется - «список представителей гражданского общества», а потому в нем присутствуют самые разные люди - от местных «зеленых», геев и феминисток до тех же членов вооруженной оппозиции. В переводе это означает, что эти «товарищи» и будут больше всех шуметь против асадовского правления.
Точка зрения
Как разъяснил ситуацию корреспонденту газеты «Каспiй» глава Центра политологических исследований «Атлас» Эльхан Шахиноглу, это отнюдь не уникальный случай, когда судьбу страны решают и гаранты, и ООН (читай, официальный Вашингтон):
- У всех столиц, включая непосредственно участников «астанинского формата», есть свой интерес в Сирии. Например, для Тегерана крайне важно, чтобы в соседней арабской стране были прошиитские настроения, и чтобы там не особо разыгрывался аппетит богатой Саудовской Аравии, с которой у него давняя вражда на почве религиозного лидерства. Для Москвы, официально заявляющей о необходимости запуска внутрисирийского мирного политического диалога, важнее всего сохранить свое присутствие на этой территории. Кстати, если бы не октябрьская революция и выход царской России из состава Антанты, она кроме Анатолии отняла бы у Османской империи как раз Сирию. Более того, в этой стране для русских есть прямой выход к Средиземному морю.
Касательно Турции - у нее два приоритета: громко озвучиваемый курдский вопрос с недопустимостью сепаратизма и экстремизма, и по умолчанию наращивание авторитета среди местных арабов, отличающихся крайним неприятием алевитской верхушки. Так что Анкару тоже устраивает мирная жизнь в соседней стране в надежде на то, что во время грядущих выборов победит оппозиция.
Терроризму - бой
В контексте обсуждения ситуации в Идлибе стороны договорились продолжить совместную борьбу против боевиков и… присутствия в этой так называемой зоне безопасности «незаконно» размещенных американских войск. Возможно, отчасти с этим и связаны усиление напряженности и резкое обострение обстановки в зоне Персидского залива, вызванной взрывами на нефтеперерабатывающих заводах в Саудовской Аравии.
Тем не менее следует признать, что на территории Идлиба, которая неподконтрольна правительству Башара Асада, накопилось большое количество разномастных боевиков, в том числе и представителей ИГ, либо не успевших покинуть место боевых действий, либо продолжающих «правое дело халифата».
Кстати, верховный комиссар ООН по правам человека Мишель Бачелет на недавней пресс-конференции сообщила о том, что в Идлибе за последние четыре месяца погибло 1089 гражданских лиц.
К северу Сирии приковано особое внимание и из-за договоренностей о зонах безопасности, которые достигнуты в августе после многомесячных консультаций между Анкарой и Вашингтоном. Эрдоган категорически настаивает на скорейшем выводе оттуда всех формирований курдских «Отрядов народной самообороны», поддерживаемых США. Неделю назад он подверг критике Белый дом за то, что его администрация хочет создать зону безопасности не для защиты Турции, а для защиты террористической организации, аффилированной с «Курдской рабочей партией».
Есть еще один момент - встреча в Анкаре откроет путь для другого саммита в «стамбульском формате» - с участием лидеров России, Турции, Германии и Франции. Напомним, в конце июня на саммите G20 в Японии канцлер Германии Ангела Меркель предположила, что спонсорская встреча пройдет до конца года. Ожидается, что на ней больше внимания будет уделено не столько восстановлению Сирии, сколько вопросу возвращения в страну беженцев - одному из самых животрепещущих для стран Евросоюза.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать