• вторник, 23 Апреля, 21:50
  • Baku Баку 20°C

Тегеран Вашингтону не ровня

12 сентября 2019 | 11:17
Тегеран Вашингтону не ровня

Как мы уже писали, Иран объявил о третьих по счету мерах страны по сокращению обязательств в рамках ядерной сделки в качестве ответной меры на выход более года назад США из договоренности и, как заявляют в Тегеране, из-за отсутствия приверженности соглашению европейских участников сделки.
Тегеран решил с 6 сентября не связывать себя ограничениями, предусмотренными ядерной сделкой относительно исследований и разработок в сфере ядерных технологий. В Тегеране сообщили, что задействуют ряд центрифуг вне положений ядерного соглашения.
С осуждением этого шага уже выступил Вашингтон, а ЕС призвал Тегеран отказаться от таких шагов.
Однако буквально накануне президент Ирана Хасан Роухани на заседании правительства страны заявил, что Тегеран будет и дальше сокращать обязательства по ядерной сделке, если это необходимо.
О причинах подобного поведения Ирана и к чему это может привести в интервью корреспонденту газеты «Каспiй» поведал доктор политических наук заместитель генерального директора Центра стратегических оценок и прогнозов (Россия) Игорь Панкратенко.

- Ради чего Иран идет на обострение отношений с Западом?

- Он вынужден это делать, поскольку другого выхода у него нет. Долгое время в Тегеране жили иллюзиями, что из-за Ирана Европа пойдет на конфликт с США. Но этого не случилось. Больно, досадно, серьезные репутационные издержки внутри страны, шпыняние от консерваторов. Что делать? Естественно, повышать ставки, угрожать и скандалить.
- Почему европейцы в лице Макрона так и не смогли уговорить США отказаться от антииранских санкций?
- Потому что мы живем в однополярном мире. И единственная сверхдержава в состоянии не только навязывать остальным свои подходы к международным проблемам, но и успешно отбиваться от попыток извне откорректировать ее видение этих проблем, иранской в частности.
- Доля США в мировом ВВП на декабрь 2018 - 23,48%. У основных оппонентов Вашингтона по иранской проблематике - Парижа и Берлина - 8,22%. Лондон в расчет не берем, там своих забот хватает, не до Тегерана там сейчас. Каковы шансы при этом раскладе у Макрона и Меркель переубедить Трампа, если он при этом еще и категорически не хочет переубеждаться?
- Но ведь европейцы могли бы ради разрешения кризиса вокруг иранской ядерной программы дать Тегерану кредит в $15 млрд, тем более что ИРИ обещает вернуться к полному соблюдению условий СВПД в обмен на деньги…
Не могут, так как есть категорическая позиция Вашингтона. И есть готовность Трампа устроить крупному европейскому бизнесу массу неприятностей, если руководство их стран поступит подобным образом. Думаю, это очевидно. Хотя бы потому, что все эти компенсационные механизмы, которые в Брюсселе выдумывали для сохранения сделки с Ираном, провалились по одной причине - из-за отказа крупного и среднего бизнеса в Европе вести дела с Тегераном, рискуя оказаться под санкциями США.
- Какова теперь будет ответная реакция ЕС и США на очередной шаг Тегерана по сокращению выполнения обязательств?
- Европа опять начнет уговаривать Тегеран «не горячиться», «немного подождать, авось и что-то изменится к лучшему». США продолжат «нагибать» Тегеран, принуждая его к новому соглашению. Но с более выгодной пропагандистской позиции. Ведь именно Иран отказался выполнять свои обязательства. Ну а то, почему он это сделал, кто его к этому вынудил - обыватель через несколько месяцев и не вспомнит, масс-медиа в развитии у него склероза весьма поднаторели.
- Сможет ли Иран нынешними и последующими шагами по сокращению выполнения обязательств в рамках СВПД добиться решения вопроса в свою пользу?
- Конечно же нет. В Тегеране, к моему глубокому сожалению, несколько переоценивают как значимость своей роли для остального мира, так и озабоченность иранской ядерной программой международного сообщества.
Кроме того, полноценный диалог возможен между равными по силе, а Тегеран Вашингтону не ровня. Это не хорошо и не плохо, это реалии международных отношений. Поэтому когда говорят, что «дипломатия - есть искусство возможного», то это означает, что иранская сторона должна искать компромиссы. А потом работать с ними, оборачивая их в свою пользу.
Скажете, что это как-то фантастически звучит? Но ведь есть вполне конкретный пример - Хуссейна разгромили именно американцы, а максимально расширили свое влияние в этой стране, получив при этом определенные экономические и политические выгоды, иранцы. Правда, не смогли удержать, но это уже другая история.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать