• четверг, 28 Марта, 14:54
  • Baku Баку 16°C

Кремль идет ва-банк,

09 сентября 2019 | 15:12
Кремль идет ва-банк,

НРАВЫ
Месяц назад глава МИД Армении Зограб Мнацаканян в интервью старшему исследователю Фонда Маршалла Джонатану Кацу заявил о том, что Армения не придерживается какого-либо направления при проведении внешней политики, повторив тезис Пашиняна о том, что у Еревана «очень проармянская позиция, и внешняя политика также очень проармянская».
Такое же заявление, по сути, Мнацаканян сделал и несколько дней назад, отметив, что во внешней политике страны нет противоречий между национальными ценностями и существующими интересами. Однако подобное заявление совсем не вяжется с тем, что депутата из блока «Мой шаг» Ованеса Игитяна собираются исключить из делегации Армении в ПАСЕ из-за того, что тот не принял участия в голосовании по вопросу возвращения делегации России.
Армянская газета «Паст» связывает исключение Игитяна из состава делегации ПАСЕ именно с тем, что это не понравилось правящим кругам России.
Пашинян жертвует Игитяном, но…
Судя по последней ситуации, получается, что внешнеполитическая позиция Армении не такая уж и проармянская. Особенно если учитывать, что «Мой шаг» исключил ярого поборника идей армянского премьера.
Между тем все попытки и желания Пашиняна угодить Путину терпят крах. Как пишет «Жаманак», источник издания, близкий к посольству России, сообщает, что у них нет конкретной информации относительно предстоящего визита президента РФ в Ереван. То есть в настоящее время российское посольство в Ереване не проводит никаких мероприятий по подготовке к визиту первого лица России.
К тому же объявленный в межгосударственный розыск СНГ экс-министр обороны Армении генерал-лейтенант Микаел Арутюнян, повинный в событиях 1 марта в Армении, снят с розыска на территории РФ. Теперь в России опальному генералу ничего не грозит. Однако в случае появления Арутюняна в странах СНГ он может быть арестован и выдан Армении.
И это притом, что запрос об аресте и выдаче экс-министра обороны поступил в Москву некоторое время назад не от Генпрокуратуры Армении, а по линии межгосударственного розыска. В поступившем ордере на арест указан даже домашний адрес обвиняемого в российской столице. Основанием для отказа российской стороны в экстрадиции Арутюняна служит тот факт, что с 2002 года он имеет российское гражданство. А своих граждан, даже преступников, Россия не сдает.
«Паспортный» удар по Армении?
Можно было бы с натяжкой удовлетвориться таким объяснением, если бы не недавняя история с Шишкиным. Я имею в виду то, как российский оппозиционер Виталий Шишкин получил политическое убежище в Армении фактически у стратегического партнера России. Вряд ли этот эпатажный шаг армянских властей остался бы без ответа Москвы.
Российское экспертное сообщество убеждено, что Москва, памятуя о том, что Шишкин приехал в Армению с внутренним паспортом РФ, поскольку у него не было загранпаспорта, может запретить въезд в Армению по внутренним паспортам, который был одобрен в 2017 году.
Теперь эксперты советуют МИД Армении активно работать с Россией, чтобы смягчить вероятные последствия этого необдуманного шага, так как устранение возможности посещения Армении по внутренним паспортам может стать серьезным ударом по туризму из-за того, что большинство граждан России посещает Армению именно по внутренним паспортам.
Фортели армянского политического истеблишмента давно порядком надоели российским властям, особенно последние заявления армянского премьера по карабахскому конфликту. При этом не совсем понятно, что стоит за столь наглой воинственной риторикой Пашиняна. Возможно, он пытается таким образом вновь апеллировать к помощи улицы, которая постепенно приходит в движение, организовывая на сей раз уже «мусорную революцию» в буквально утопающей в мусоре Армении.
Что касается армянской политической оппозиции, та обещала активизироваться осенью, которая уже наступила. Вот она и начинает явно раскачивать обстановку в карабахской зоне, напрасно рассчитывая на то, что Москва, будучи главным актором в регионе, будет небезучастной в случае неожиданного всплеска напряженности на линии соприкосновения.
Москва пока наблюдает
Москва внимательно отслеживает все, что говорит Пашинян, поскольку никак не может понять, что конкретно он имеет в виду, настолько противоречивы его заявления. То он заявляет, что «Карабах должен участвовать в переговорах», то говорит, что «Карабах и Армения - одно целое», что «Арцах - это Армения». В то время как переговоры идут по старому сценарию, как при прежних властях, и ничего не изменилось.
Российский политический обозреватель Станислав Тарасов считает, что в последнее время внешняя политика Армении становится все более провинциальной. А так как аналитики Пашиняна не могут просчитывать время и процессы, которые происходят в регионе в целом в силу своей некомпетентности, то армянский премьер не может адекватно оценивать региональные вызовы со всеми вытекающими отсюда последствиями.
На днях в своем интервью Никол Пашинян сказал, что «Россия имеет легитимное право на сомнения в отношении Армении», призвав своего стратегического союзника понять, что и «у Армении имеются ответные сомнения в отношениях Армения-Россия». На что российское аналитическое пространство однозначно ответило: если Пашинян считает, что у него есть претензии к РФ, то есть Москва мешает ему проводить проармянскую политику, то пусть выбирает себе нового партнера.
Так оно и будет, в этом не надо даже сомневаться, зная армянскую «преданность».
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать