• пятница, 19 Апреля, 12:41
  • Baku Баку 25°C

На большом перепутье

12 мая 2017 | 10:39
На большом перепутье

КОММЕНТАРИЙ
В течение многих десятилетий прочные двусторонние отношения связывали США и Израиль во многих областях, в том числе и в региональной безопасности, однако различия в позициях по региональным вопросам за последние десятилетия вынудили лучших союзников разойтись.
Сразу оговоримся, что американцам ввиду непомерных аппетитов приходилось балансировать из-за своих особых отношений с умеренными арабскими режимами и Египтом ради сдерживания Ирана. Кроме того, нелишне вспомнить и их военные интервенции в Ираке и Афганистане, обошедшиеся бюджету в триллионы. Различия эти, особенно по части Ирана и палестинцев, зримо обозначились во время президентства Обамы.
Безусловная поддержка
Тем не менее американцы с 1940-х годов продолжали и до сих продолжают поддерживать Израиль в военно-технической сфере. Благосостояние еврейского государства во многом обусловлено его особыми экономическими отношениями с заокеанской державой, являющейся до сих пор главным торговым партнером ближневосточного государства - до трети израильского экспорта идет в США, а 13% своего импорта Израиль получает из Штатов. Да и визит в середине февраля премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху в Вашингтон прекрасно продемонстрировал мировые внешнеполитические приоритеты новой президентской администрации. По мнению Дональда Трампа, регион Ближнего Востока остается зоной жизненно важных интересов его страны, а Тель-Авив - их тамошним ключевым контрагентом.
Перед визитом в Вашингтон Нетаньяху объявил: «Это время для взвешенной, ответственной дипломатии среди друзей». На переговорах Трамп и Нетаньяху обсудили способы «продвижения и укрепления особых отношений между США и Израилем, безопасности и стабильности на Ближнем Востоке в связи с ними». По итогам визита Нетаньяху объявил, что Трамп является самым большим другом еврейского народа.
Планы США и Израиля в Сирии
Судьба Сирии - принципиальный для Израиля вопрос. Несмотря на то, что государство Израиль находится как бы на втором плане сирийского конфликта, он имеет в нем существенный интерес и является одним из его выгодополучателей. С момента образования Израиля Сирия неоднократно принимала участие в войнах против него. Отсутствие единого государства Сирии и ее разгром устранит угрозу безопасности Израилю с этого направления. Поэтому в интересах Израиля раздел Сирии и одновременно недопущение контроля его противников на приграничных с ним бывших сирийских территориях.
Кроме того, разделение Сирии по этноконфессиональному принципу позволит Тель-Авиву прочнее закрепить свои позиции на Голанских высотах, аннексия которых, кстати, СБ ООН признана незаконной. При таком раскладе Голанские высоты уже не будут рассматриваться в качестве «оккупируемой Израилем территории».
В период администрации Обамы Нетаньяху не раз заявлял, что не допустит передачи Голанских высот даже в обмен на мирный договор с Сирией. А на прошедших переговорах в Вашингтоне Нетаньяху сообщил Трампу о намерении Израиля добиваться международного признания своего суверенитета над Голанскими высотами.
Однако в ходе конфликта в Сирии в ней укрепились и позиции Ирана - злейшего врага Израиля. Поэтому Израиль считает оправданными любые превентивные действия, которые нейтрализуют на ранней стадии потенциальные источники опасности в Сирии со стороны Ирана и его союзников. Кроме того, Израиль видит угрозы для своей безопасности в виде укрепления позиций движения «Хизбаллах» вдоль ливано-сирийской границы и продвижением этой организации в юго-западные районы Сирии, где она может создать еще один фронт на подступах к захваченным Израилем в ходе Шестидневной войны 1967 года Голанским высотам.
«Хизбаллах», участвующая в войне в Сирии на стороне Дамаска, все более наращивает присутствие своих отрядов. Эту организацию усиливают постоянные поставки оружия из Ирана через Сирию, чему пытается препятствовать авиаударами Израиль.
«Хизбаллах» уже контролирует ряд участков на сирийско-израильской границе вблизи Голанских высот. Поэтому на подступах к Голанским высотам Израиль стремится создать свой собственный буфер безопасности. Сам Израиль поддерживает воюющие против сирийского правительства отряды «оппозиции» в районах, прилегающих к Голанским высотам. В южную часть Сирии в направлении Голанских высот проникли и отряды «Исламского государства (ИГ). ЦАХАЛ (Армия обороны Израиля) проводит периодические операции по уничтожению игиловцев.
Однако имеется информация и о точечной поддержке Израилем отрядов ИГИЛ в том случае, если они начинают воевать здесь с «Хизбаллах» и правительственными силами Дамаска. По общему замыслу внешнеполитических стратегов Израиля, раздел Сирии по конфессиональному принципу ослабит завоеванные позиции Ирана в этой стране. Раздел Сирии крайне выгоден Израилю.
Именно с этой целью Вашингтон оказывает всемерную поддержку ПДС (партия «Демократический союз» - сирийский филиал террористической организации КРП (Курдская рабочая партия).
Дело дошло до того, что 9 мая администрация президента США Дональда Трампа одобрила поставки тяжелого вооружения (120-миллиметровых минометов, пулеметов, легкобронированной техники) ОНС («Отряды народной самообороны» - боевое крыло ПДС) под предлогом освобождения Ракки от ИГ.
Анкара в ярости
Накануне вице-премьер Турции Нуреттин Джаникли заявил, что решение США о поставках вооружения ОНС неприемлемо.
«Мы не можем согласиться с присутствием в коалиции террористических организаций, которые угрожают будущему турецкого государства. Мы надеемся, что американская администрация пересмотрит свое решение», - сказал политик.
Очевидно, эти действия Вашингтона в числе прочего вызваны еще и тем, что достигнутые в Астане договоренности и возможность прекращения гражданской войны в Сирии ставят под сомнение вероятность того, что в дальнейшем США и Израиль смогут иметь право голоса в сирийском вопросе.
Расклад сил в международной системе и ближневосточном регионе таков, что никакая страна, даже США, не обладает силой, позволяющей самостоятельно определять будущее Сирии. Именно по этой причине Анкара, определяя свои шаги в сирийской политике, учитывает позиции других игроков.
Возможные последствия
К каким последствиям для Турции может привести еще большее вмешательство Вашингтона и Тель-Авива в сирийский вопрос?
Понятно, что это окажет влияние на будущее договоренностей, которые Анкара достигла с Москвой и Тегераном в сфере урегулирования сирийской проблемы.
Но вот хорошо это для Турции или нет - вопрос, который тесно связан с прояснением того, что наметила администрация Трампа по поводу комплексного урегулирования сирийской проблемы.
Главным риском для Турции является неопределенность политики Дональда Трампа в Сирии. Достаточно вспомнить, в какое сложное положение поставила Анкару свобода действий, которую администрация Обамы предоставила Дамаску, Москве и Тегерану.
Очевидно, что активизация США в сирийском вопросе в тот момент, когда Анкара села за стол переговоров с Москвой и Тегераном, состоящими в противоположном блоке, и действует совместно с Россией и Ираном для решения сирийской проблемы, осложняет дальнейшее принятие решений.
За столом переговоров при отсутствии США Турция осталась в одиночестве против России и Ирана, и поэтому достигнутые договоренности во многом не были такими, как хотела Анкара.
Тем не менее Турция, которой необходимо положить конец гуманитарной катастрофе, связанной с сирийскими беженцами, и сосредоточиться на борьбе с ПДС/КРП, не могла ждать американцев и пошла на достижение согласия с Москвой и Тегераном.
Впрочем, в том, что Турция выбрала этот путь, сыграла роль и открытая поддержка администрацией Обамы ПДС и террористической организации FETÖ Фетхуллаха Гюлена в ходе попытки переворота 15 июля.
Именно позиция администрации Трампа в отношении ПДС/КРП и FETÖ станет основным фактором, определяющим политику Турции как в отношении США, так и сирийской проблемы. В этой связи визит президента Эрдогана в США 16 мая будет крайне важен не только с точки зрения турецко-американских отношений, но и будущего сирийской проблемы.
Турция стоит перед непростым выбором: либо исходить из той политики, которую Вашингтон проводил до настоящего момента, и продолжать путь, выбранный с Россией и Ираном в сфере обеспечения мира, «не надеясь» на США, либо рассчитывать на то, что администрация Трампа намерена изменить приоритеты в Сирии и ожидать создания нового стола переговоров, за который сядут и США? Если на переговорах с президентом Трампом президент Эрдоган получит удовлетворительные для Турции сигналы по вопросам FETÖ и PYD и вернется из США с впечатлением, что США будут преследовать более активную политику в сфере урегулирования сирийской проблемы, это может подразумевать начало нового периода в сирийском вопросе и сирийской политике Турции. Решающим в этом вопросе будет то, какую политику ось США - Израиль будет проводить по отношению к Ирану и какие отношения в этой связи она хочет построить с Анкарой.
Но если администрация Трампа продолжит политику Обамы или станет медлить с ее устранением, это приведет к тому, что Турция будет вынуждена продолжить сотрудничество с Россией и Ираном.
Если же США будут и дальше проводить политику Обамы, а в остальных районах Сирии, в отличие от Обамы, ориентироваться на политику, которая вызовет еще большее противостояние с Россией и Ираном, то Анкара окажется в еще более сложном положении. В этой ситуации она будет вынуждена, с одной стороны, проводить политику баланса между США и Россией, с другой - в одиночку продолжать борьбу с ПДС/КРП.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать