• суббота, 20 Апреля, 10:11
  • Baku Баку 14°C

Транзитный проект

04 сентября 2019 | 12:10
Транзитный проект

РЕГИОН
На прошлой неделе исполнилось 100 дней правления нового президента Украины Владимира Зеленского. В мировом сообществе принята практика давать первую оценку того, как президент выполняет свои обязанности и предвыборные обещания по итогам первых 100 дней его правления.
Оценку 100 дням президента Зеленского в интервью газете «Каспiй» согласился дать украинский эксперт, социолог Дмитрий Громаков.
- Недавно исполнилось 100 дней правления нового президента Украины Владимира Зеленского. Как вы в целом оцениваете этот период?
- Надо отдать должное, каких-либо фатальных ошибок для своей репутации Зеленский не совершил. Выигранная избирательная кампания в Верховную Раду Украины позволила создать монобольшинство, избежать изнурительной «коалициады» и быстро сформировать Кабинет министров, при этом сохранив президентский рейтинг. Фронт на Донбассе удержан. Экономическая ситуация достаточно стабильна, чтобы по итогам первых двух кварталов показать рост почти в 4%.
Так что в целом можно сказать, что период транзита власти прошел достаточно спокойно, и оценить его можно скорее хорошо.
- Состоялся ли за это время Зеленский, как президент, ибо, как вы помните, изначально к нему было несколько легкое отношение, как к актеру, комику и киношному президенту?
- Думаю, еще рано говорить о состоятельности Зеленского, как президента, это можно будет оценить скорее по итогам первого года правления. Полноту власти он получил, только сформировав свой Кабмин и Верховную Раду. После построения своего «корабля» на повестке стал вопрос: а сможет ли он этим управлять и куда Зеленский с командой поведет этот «корабль»?
Курс, методы управления будут определять и скорость движения «изменений», по которым и будет оцениваться состоятельность Зеленского, как президента.
- Каких успехов удалось добиться новому президенту во внутренней политике Украины?
- Думаю, достаточно больших, если на старте транзита власти ему удалось сформировать партийное монобольшинство в парламенте. С другой стороны, мы видим снижение уровня социальной напряженности с момента президентской кампании. Это демонстрирует доверие к Зеленскому, а также смену политических приоритетов. Страна выходит из конфликтных дискурсов, выбора между Востоком и Западом, споров вокруг языка и т.п. И есть осторожные надежды, что мы начнем говорить об экономических проектах и форматах взаимодействия власти и общества в реализации конкретных проектов, в том числе и на международных площадках.
- Удалось ли продвинуться в вопросе укрепления социально-экономического положения страны?
- Как я уже отмечал выше, нам удалось удержать экономическую ситуацию, несмотря на достаточно напряженные отношения президента и предыдущего Кабмина. Надо учесть, что предыдущий Кабмин был сформирован другим президентом и пытался играть собственную игру в политическом поле, когда премьер обзавелся собственным политическим проектом. Однако стоит отдать должное - политическая борьба не стала камнем преткновения для экономических процессов. Правительству удалось сохранить позитивную динамику роста экономики.
- Есть ли успехи в урегулировании конфликта на Донбассе и в отношениях с Россией?
- Определенные подвижки есть, но назвать это успехами пока тяжело. Режим тишины так и не соблюдается оккупационными войсками. Хотя количество обстрелов летом сократилось до единичных случаев, добиться устойчивого прекращения огня так и не удалось. Разведение сил в станице Луганской происходит пока в одностороннем порядке украинской стороной. Блокпост на мосту так и не был снят российской стороной, украинских саперов не допустили даже в серую зону, а специалисты так и не смогли осмотреть разрушенный мост.
В то же время со стороны оккупационных администраций были осуществлены провокационные действия, направленные на срыв договоренностей. Неоднозначна ситуация и с обменом военнопленных, судьбы которых стали разменной монетой для российской стороны, испытывающей решимость наших западных партнеров. В этот обмен должны были попасть 24 украинских моряка, захваченных в плен в результате боевого столкновения в районе Керченского пролива. Напомню, что они должны были быть отпущены по решению Морского трибунала до 6 сентября. Если они не будут выпущены в срок, против российских кораблей могут быть применены санкции, вплоть до запрета захода в порты западных стран.
Если говорить в целом, то это не самое успешное направление для президента, хотя и самое ключевое. К Зеленскому приходит понимание, что милитарная и политическая части урегулирования этого конфликта слишком тесно связаны, в силу чего мы вряд ли сможем решить последовательно обе эти задачи. Тут необходимо комплексное решение с миротворческой миссией ООН и гуманитарной поддержкой ОБСЕ.
- Получилось ли у Зеленского полноценно поработать на международной арене?
- Пока еще рано делать выводы, но позиция Пристайко - нового руководителя украинского МИД внушает оптимизм. Так что в ближайшее время мы сможем артикулировать внешнеполитические позиции Украины. На сегодня понятно только одно: Зеленский ищет свою нишу на международной арене, набирает вес и опыт. Резкие смены риторики наших западных партнеров в отношении РФ после бесед с Зеленским показывают, что он не собирается сдавать украинские позиции, занятые в прошлые годы, и точно не пойдет на односторонние уступки Путину.
На некоторых направлениях Зеленский будет еще и выносить путинские фигуры с доски. Например, как это получилось с Медведчуком, когда большинство договоренностей по обмену были достигнуты без его участия.
- Какова ваша оценка нового правительства Украины? Сможет ли оно, равно как и парламент, выполнить предвыборные обещания Зеленского?
- Учитывая, что и парламентская фракция, и Кабмин на 98% сформированы из людей, ранее не занимавшихся политикой, думаю, еще рано говорить о его перспективах. Пока можно сказать лишь одно: «электоральный майдан» в Украине состоялся, но еще не закончился. Мы получили транзитный проект, который будет закладывать не только новый общественный договор, но и новую политическую культуру. Беря во внимание, что большинство членов правительства - выходцы из более-менее конкурентного бизнеса, где репутация приравнена к деньгам, есть надежда, что им удастся решить эту задачу, вытащив страну из коррупционной логики существования.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать