• пятница, 29 Марта, 18:59
  • Baku Баку 14°C

Мечты сбываются: художница с ДЦП Кенуль Исмайлова стала директором новой Школы искусств (Фото)

02 сентября 2019 | 17:22
Мечты сбываются: художница с ДЦП Кенуль Исмайлова стала директором новой Школы искусств (Фото)
Есть люди настолько светлые, что после общения с ними буквально «заряжаешься» какой-то удивительной энергией.
Художница Кенуль Исмайлова – именно такой человек. С первой встречи (она состоялась несколько лет назад) Кенуль поразила меня своим отношением к жизни. Я не встречала настолько благодарного судьбе человека, причем, ее жизнелюбие настолько сильное, что, общаясь с ней, невольно заряжаешься им. А ведь жизнь Кенуль связана с ежедневным преодолением боли, причем, не только физической – у девушки ДЦП (детский церебральный паралич). При этом Кенуль ведет достаточно активную жизнь: она – член общества «Активисты международного союза художников» и Союза художников Азербайджана, при этом также является председателем Общества женщин-инвалидов Азербайджана и Страсбурга, сотрудничает с благотворительной организацией «Damla». И это не все! С недавних пор Кенуль официально работает в компании по планированию, разработке и организации мероприятий Amapola Exclusive Events. А совсем недавно она поделилась у себя в «Фейсбуке» новостью о том, что в скором времени возглавит Школу искусств. Это и стало поводом для нашей очередной встречи с Кенуль: очень хотелось узнать подробности. Но, как это всегда бывает, беседа не ограничилась только этой темой.

- Кенуль, последний раз мы с тобой виделись семь лет назад. Тогда, как я помню, ты занималась вышивкой и мечтала о том, чтобы писать картины. И вдруг я увидела, что ты начала заниматься в студии Эмина Гахраманова, а потом узнала о твоих первых успехах.
- Да, и я очень благодарна Эмину за то, что уговорил меня рискнуть и попробовать. Хотя я не сразу решилась. Помню, не раз он говорил мне, чтобы я пришла в его студию, ведь он знал о моей мечте научиться писать картины. Вроде и знаки я получала: шла по улице как-то, и мне дали буклет, где была информация о его студии. Но я и тогда не прислушалась, отложила его в сторону. Думала – ну куда мне в художники! Но… потом Эмин предложил просто прийти и попробовать. Я пришла, сказав себе, что просто посмотрю, а потом настолько заразилась аурой творчества в студии, что осталась. Конечно, мне было поначалу очень сложно, и без помощи педагогов я бы не справилась. Кроме того, чисто физически мне бывает сложно, элементарно даже просто держать руку в определенном положении - начинаются сильные боли. Но я настолько стремилась научиться писать картины, что старалась этого не замечать. К сожалению, в силу определенных обстоятельств мне пришлось уйти из студии Эмина, и сейчас я работаю в студии своего хорошего друга и замечательного художника Руфата Аскерова. Но, несмотря ни на что, я очень благодарна этому человеку за то, что заставил меня поверить в себя.
- Судя по твоим успехам, не только ты в себя поверила. Твои работы уже побывали на международных фестивалях в Габале, Измире, Москве, в Польше, Бельгии, Мексике, в легендарном музее Лувр в Париже. Это все я узнала из публикаций в прессе, в том числе, на 1news.az. Ты побывала во всех этих странах?
- Нет, я была в России, Польше, Турции, Бельгии и Франции. К сожалению, Париж стал последним городом, где мне удалось побывать.
- Почему?
- Потому что сейчас я не могу выезжать по состоянию здоровья. Мне, в принципе, врачи и без того не рекомендуют летать самолетами, но я считаю, что надо стараться жить на полную катушку, как бы это порой ни было трудно. Просто в Париже у нас было время, и мы решили с подругой обойти сначала весь музей Лувр, затем – посмотреть город. И… организм дал сбой. Помню, что позвоночник пронзила страшная боль, и я упала с лестницы. Больше не помню ничего, но знаю, что меня увезли в больницу, где я пролежала какое-то время. Хорошо, что меня быстро поставили на ноги. Кроме того, у меня украли кошелек и документы. В общем, поездка оказалась интересной (смеется), и меня с некоторыми трудностями вернули на Родину.
Но я не жалею ни о чем. Потому что если мне выпал шанс увидеть Париж – надо было им обязательно воспользоваться. А случиться что-то может везде. Дома, в Баку, тоже бывают дни, когда от невыносимой боли хочется кричать.
- Слава Богу, что все закончилось хорошо. Но глядя на тебя, читая твой «Фейсбук», видя, как ты живешь достаточно активной жизнью, даже не верится, что ты проходишь через такие муки.
- Я об этом не пишу на «Фейсбуке», зачем? А что касается активной жизни – почему нет? Порой, конечно, неприятно слышать, что говорят за спиной, но я закаленная (смеется). В детстве, помню, в меня даже камни кидали, так что я через многое прошла. Сейчас порой косо смотрят, особенно, в общественном транспорте. И это – не только моя проблема, у нас все еще очень непросто жить таким, как я.
- И при этом ты ежедневно ездишь на работу.
- Да, приходится менять два маршрута. Но я невероятно благодарна судьбе за то, что попала в компанию Amapola Exclusive Events. Там работают замечательные люди, и, что для меня особенно важно, они общаются со мной на равных.
Ведь обидно и больно не только когда слышишь за спиной какие-то оскорбления, но и когда люди показывают жалость. Мне всегда хочется кричать: «Почему?! Я – такая же, как вы все, просто с особенностями. Я не нуждаюсь в жалости!».
А в Amapola просто волшебная атмосфера с невероятно душевными людьми, которые видят во мне личность и ценят за профессиональные качества. Кроме того, это для меня новая сфера – компания занимается организацией всех видов корпоративных и частных мероприятий, а также массовых мероприятий на городском и государственном уровне. И мне очень нравится то, чем я сегодня занимаюсь.
- Как ты туда попала?
- Как-то мне позвонила моя подруга Наиля Шахвердиева. Это – совершенно фантастический человек. У нее тоже ДЦП, причем, даже в более тяжелой форме, чем у меня. Но при этом она – сгусток оптимизма, энергии и таланта. Она пишет книги, песни, старается жить активной жизнью. Так вот, позвонив, она сообщила, что в одну хорошую компанию требуется человек, который разбирается в искусстве. Я пошла на собеседование, и, несмотря на то, что прошла его вроде бы успешно, не особенно надеялась на результат. Ведь я – инвалид I группы, и таким как я практически невозможно устроиться на работу. Как говорится, «плавали – знаем!»
Но… неожиданно для меня эти люди подключили все свои возможности, и добились в Министерстве труда и социальной защиты населения разрешения на то, чтобы я смогла работать. Правда, в силу моего состояния здоровья только полдня.
И вот теперь я – помощник арт-менеджера. Моя работа заключается в нахождении креативных идей и подготовке презентаций. Конечно, поначалу мне было сложно, но со временем я включилась в работу. И сейчас не представляю своей жизни без нее.
- Расскажи, пожалуйста, о Школе искусств и твоем новом назначении.
- Дело в том, что кроме рисования, я всегда мечтала преподавать. Помню, даже когда я была маленькая, и мы с сестрой играли в школу, я всегда «была» учительницей. И, конечно, мечтала ею стать, когда вырасту. Родители тогда говорили мне, что у меня это не получится, но, будучи ребенком, я не понимала, почему. Потом выросла и поняла… Но запретить мечтать мне ведь никто не может (улыбается).
А когда я попала в студию Эмина Гахраманова, сразу загорелась идеей в будущем открыть школу, где могли бы одновременно учиться и люди с ограниченными возможностями, и обычные люди. Правда, судя по тому, что я наблюдаю в реальности, до совместного обучения и в целом социальной жизни нам еще далеко, но…
- Почему?
- Потому что, увы, я сталкивалась с тем, что родители детей не хотят, чтобы их чада занимались «рядом с инвалидом». И, справедливости ради, сами люди с ограниченными возможностями тоже не хотят учиться рядом с обычными людьми. Им все равно неловко. И я их могу понять, потому что далеко не всем может так повезти, как мне, с моим коллективом в компании, где я сейчас работаю.
Но вода камень точит, руки опускать нельзя. Уже сегодня ситуация, конечно же, лучше, чем еще лет 20 назад. И мы в нашей женской организации продолжаем бороться за инклюзив, за то, чтобы люди с ограниченными возможностями вливались в общество. Чтобы дети учились в обычных школах, имея возможность расти рядом со сверстниками. Чтобы взрослые могли учиться в вузах, а потом – работать наравне с другими. Но это – долгий путь.
Так вот, мечту свою я не оставила. И на одной из конференций, которые проходили в рамках нашей женской организации, как-то объявили о возможности создать собственный проект. Тогда я и написала свой – о создании такой вот школы, подготовив одновременно под проект и бизнес-план. Помню, я размечталась при его создании – добавила, кроме изобразительного искусства, еще и лепку, и мое первое любимое занятие и дело – вышивание, и резьбу по дереву…
Честно говоря, я даже не думала, что этот проект найдет свое воплощение в реальности, или что это случится так скоро… И вдруг мне сообщили, что мой проект понравился! Так что сейчас идет подготовка к открытию этой школы, а я работаю над новым бизнес-планом. Потому что я хочу, чтобы обучение в этой школе для людей с ограниченными возможностями было бесплатным. А в будущем – это уже новая мечта – я хочу создать на базе этой школы большой учебный центр.
- Кем финансируется этот проект?
- Школа искусств будет открыта в рамках проекта «Обеспечение прав и благосостояния женщин-инвалидов и ветеранов Карабахской войны». Проект финансируется из государственного бюджета Азербайджанской Республики, через Министерство труда и социальной защиты населения, при поддержке Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) и Фонда народонаселения ООН. Этот проект осуществляется в партнерстве с Государственным комитетом по вопросам семьи, женщин и детей, а также в тесном сотрудничестве с Государственным комитетом по статистике. Хочу отметить, что проект был разработан ПРООН и Фондом народонаселения ООН по инициативе Первого вице-президента Азербайджана Мехрибан Алиевой.
Это будет уникальная по концепции Школа искусств, которая будет открыта для всех людей, независимо от возраста и физического состояния. Для людей с ограниченными возможностями будет также организован специальный транспорт для их доставки в школу.
- То есть, 15 сентября в школе уже начнутся занятия? А где она расположена?
- Вообще-то, школу планируется разместить в строящемся центре DOST в Бинагадинском районе, открытие которого планируется на весну 2020 года. На торжественном открытии ожидается присутствие представителей Фонда Гейдара Алиева. Я очень надеюсь, что сама президент Фонда, Первый вице-президент Азербайджана Мехрибан ханум Алиева посетит это мероприятие. Поэтому было принято решение к этому времени показать не только школу и проект, но и какие-то его реальные плоды. В связи с этим сейчас мы планируем арендовать небольшое помещение в центре города для временного пристанища нашей школы, где действительно в сентябре планируется начать занятия. А к моменту открытия школы весной следующего года нам уже будет что показать.
- Как ты планируешь совмещать работу в компании и в школе?
- Занятия в школе будут проходить два-три раза в неделю. Так что, я думаю, при желании совмещать я смогу. Первые два года школа будет на государственном финансировании, и за это время нам надо встать на ноги, чтобы в будущем, как я и мечтаю, расшириться и стать учебным центром. Я буду работать над этим. Так, уже есть идея создать в Школе галерею, где будут проходить выставки работ ее учеников. Часть выручки от продажи этих работ будет идти в Фонд школы, а часть получат сами авторы. Но даже то, что пойдет в Фонд школы, в конечном итоге, поможет этим же людям участвовать в международных выставках, поездках и так далее. Я ведь живу под девизом «Невозможное – возможно», так что должно получиться.
- Да, про девиз я помню. Так даже наше интервью называлось. Кенуль, я вот слушаю тебя и не могу не спросить еще раз: откуда ты черпаешь свой неиссякаемый оптимизм?
- А как иначе? Бог дает мне все, чего я хочу и о чем мечтаю. Я не могу не быть ему благодарной за это. Я искренне благодарю судьбу и Всевышнего! Не знаю, может быть, Он видит, что я всегда стараюсь понять людей, простить обидчиков… Я не говорю ни в коем случае, что я – святая и никогда никого не обижала, нет. Но если даже я это делаю, это происходит невольно, и, осознав это, я всегда прошу прощения. Надо быть бережнее к людям, это я точно знаю. И я очень благодарна судьбе за многое.
Если даже я слышу что-то обидное в свой адрес от людей, которые просто не способны понять, что они своими высказываниями приносят боль, я стараюсь просто «отпустить» это. Иначе стану заложником собственных обид на них, а зачем мне тратить на это свою жизнь? Я просто живу так, как считаю нужным, как подсказывает мне сердце.
- Тебе пора стать коучем и вести тренинги.
- Нет, этим, наверное, должны заниматься специально обученные люди. Я же не психолог. Но если кому-то нужно поговорить, я всегда рада помочь.
- Спасибо тебе большое за беседу, за Свет, который ты приносишь людям. И желаю тебе больших успехов!
banner

Советуем почитать