• пятница, 29 Марта, 11:30
  • Baku Баку 5°C

Ужастики для оккупантов

16 августа 2019 | 17:00
Ужастики для оккупантов

РЕГИОН
В селе Ухтасар Аскеранского района, что в оккупированном армянами Нагорном Карабахе, не хватает даже питьевой воды, не говоря о влаге для полива садов и огородов, а дома, предоставленные по программе для переселенцев, разрушаются, рассказали местные жители корреспонденту информационного портала «Кавказский узел».
Вардтитер и Артур Саргсян переехали туда из Армении 18 лет назад. По их словам, там, к сожалению, нет воды, чтобы «хорошее стало действительно хорошим». Чтобы обосноваться здесь, они с мужем вложили много труда. «Создали хозяйство, сад с фруктовыми деревьями и виноградом... Но питьевой воды едва хватает, а с оросительной - настоящая проблема. Из-за ее отсутствия некоторые овощи приходится приобретать на рынке с машин из города. Мы покупаем помидоры, но если бы была вода, у нас в огороде они бы росли», - сказала Вардтитер.
Когда все средства хороши
Во времена НКАО такого населенного пункта не было в помине, а потому в начале 2000-х правительство страны-агрессора решило заселять пустоши вблизи азербайджанских населенных пунктов, чтобы иметь «живой щит» в виде селян. Глава общины Ухтасар - Манвел Петросян рассказал тому же изданию, что там построено 50 жилых домов, из них 44 - по государственной программе по переселению, и переданы приехавшим сюда жителям Армении с 2001 по 2005 год, остальные шесть домов соорудили сами переселенцы. По его словам, на сегодня 24 семьи нуждаются в жилье.
Корреспондент побеседовал с жителями недавно появившейся неподалеку от Агдама деревни и выяснил, что на «земле обетованной» нет ничего, кроме названия: ни воды, ни денег, ни нормального жилья, ни прочих условий для полноценного существования. Почти два десятилетия назад, выстраивая село, оккупационные власти рассчитывали, что оно станет наглядным примером расцвета Карабаха при оккупации. Но вышло как всегда - село за 18 лет так и не поднялось и выглядит сегодня ничуть не лучше, чем находящиеся неподалеку руины разрушенного армянами Агдама.
Ухтасар стал жалкой попыткой оккупантов доказать, что процветание на залитой невинной кровью земле возможно, что на чужом несчастье можно построить комфортную и счастливую жизнь. Попытка провалилась.
Само собой разумеется, что не существовавшее до 2001 года поселение уже объявлено «древним», а в националистических блогах можно прочитать следующее: «Древний Ухтасар вновь возродился. Развалины же постепенно исчезают (речь идет о руинах Агдама - Ред.), а сады, взращенные вернувшимися на свою землю армянами, все более поглощают красотой своей зелени и красками своих плодов обгоревшие останки отхлынувших волн тюркских нашествий»...
Репортер «Кавказского узла» с таким описанием явно не согласен.
В селе Ухтасар не хватает воды для полива садов и огородов, а дома, предоставленные по программе для переселенцев, разрушаются, пишет издание. «Наши кукурузные поля и виноградники засыхают, - жалуется одна из жительниц, - у нас будет очень плохой урожай, или вообще не будет. Это принесет огромный убыток нашей семье».
Другая новоиспеченная «агдамка» поведала, что переехала туда вместе с семьей в 2002 году, где им предоставили типовое жилье. По ее словам, «в прошлом году пришла специальная комиссия из Армении, которая обследовала дом и пришла к заключению, что он аварийный и сейсмически неустойчив». «Хотели отремонтировать, но его невозможно восстановить. Рядом сделали пристройку, пока там живем... Нам должны построить новый дом, потому что этот невозможно отремонтировать и грунт под ним неустойчив», - говорит другая жительница «древнего» села с 18-летней историей.
Переезжая на «землю обетованную» из голодающей Армении, сельские жители рассчитывали получить все условия для развития сельского хозяйства: сажать, собирать, продавать и богатеть. Но эта земля не принимает чужаков, поэтому гниют и рушатся построенные всего-то 18 лет назад дома и куда-то пропала вода, с которой в азербайджанском Карабахе проблем никогда не было.
Опять двадцать пять
В связи с этим в репортаже «КУ» вспоминается недавнее заявление секретаря Совета безопасности Армении Армена Григоряна в интервью армянской редакции «Радио Свобода» о планах правительства Армении построить в 2020 году 150-километровую дорогу из Капана (правильно - Гафан, эта территория и весь Зангезурский уезд отняты у Азербайджана и 1 декабря 1920 года переданы советскими властями Армении) в оккупированный Ходжавенд. Эта дорога станет третьей по счету из Армении в Карабах.
Планы по строительству третьей дороги реализуются, как видите, со скрипом, в рамках «программы перезаселения» оккупированных территорий Азербайджана.
Впервые об этом заговорил еще в начале апреля глава СНБ Артур Ванецян в ходе вояжа на оккупированные территории. «Программа перезаселения, по моей и нашей общей объективной оценке, станет основной гарантией безопасности нашей страны. Потому что в результате этой программы мы направим конкретный посыл всему армянскому народу и миру, что у нас нет цели сдавать ни пяди земли. Напротив, на наших землях должны жить наши соотечественники, строить и созидать», - заявил Ванецян.
Глава СНБ даже выразил готовность вложить собственные средства в строительство села в оккупированной части Физулинского района. Примечательно, что несколько лет назад оккупанты уже пытались построить близ иранской границы армянское село под названием Араксаван. Но этот «город-сад», а скорее - горе-сад, тоже не состоялся.
Для чего Армении третья дорога в Карабах, села и города которого пустуют, а население продолжает редеть? Вероятно, в целях расширения грабежа богатств карабахских недр. Не случайно вторая дорога была проложена в Кяльбаджар, золотые запасы которого все годы оккупации активно разрабатываются и вывозятся в Армению. Оккупанты торопятся вывезти из Карабаха и прилегающих семи районов все, что возможно, видимо, предчувствуя, что очень скоро ситуация начнет меняться не в их пользу.
Заявление, сделанное высоким должностным лицом правительства Армении о строительстве вдоль оккупированных азербайджанских территорий новой дороги, называемой «южным направлением», является очередным примером того, что Армения намеревается укреплять существующий статус-кво, не дает возможности решить конфликт путем переговоров и продолжает аннексию оккупированных территорий Азербайджана. Об этом говорится в сообщении пресс-службы МИД Азербайджана.
Как отмечается, незаконная деятельность, в том числе инфраструктурные изменения, производимые Арменией на оккупированных азербайджанских территориях, показывают, что ее утверждения о мирном решении конфликта не более чем двуличие и обман международного сообщества.
«Опыт существования именуемой «северным направлением» автомобильной дороги Варденис-Агдере, построенной от оккупированного Кяльбаджарского района, а также центральной автомобильной дороги Горус-Лачин показывает, что новая дорога, которую планируется строить от Губадлинского и Джабраильского районов, будет служить еще более агрессивному разграблению природных и других ресурсов этих территорий», - подчеркивается в заявлении внешнеполитического ведомства.
МИД также предупреждает: «Азербайджан оставляет за собой право ответа на провокационные действия Армении».
Эти слова сказаны не просто так, и армянским захватчикам, делая очередной провокационный шаг, следовало бы хорошенько подумать о своем будущем на этой земле.
Веское слово Президента
«Мы живем в условиях войны. Война еще не окончена, поэтому мы в любой момент должны быть готовы освободить родную землю от оккупантов. Уверен, что этот день наступит, и Азербайджан восстановит свою территориальную целостность», - заявил Президент Азербайджана Ильхам Алиев, поздравляя курсантов и преподавателей Военного лицея имени Джамшида Нахчыванского с Днем армии.
Любой гражданин нашей страны с готовностью подпишется под каждым сказанным главой государства словом. Очень многие за пределами республики тоже, пусть и не вслух, поддержат сказанное, потому что в мире нет второго мнения насчет того, кто в этом конфликте оккупант, а кто жертва оккупации. Азербайджанские земли захвачены военным путем, и, по всей видимости, только через новую войну они могут быть освобождены, учитывая нежелание Армении договариваться миром. Война действительно еще не окончена, и несмотря на то, что у Азербайджана масса планов и возможностей, забывать об этом ему нельзя. Постоянные армянские провокации на линии фронта требуют от Вооруженных сил страны готовности в любой момент дать отпор. А тем временем на дипломатическом фронте...
«Посредством угрозы никаких результатов нельзя добиться. Мы будем больше приветствовать такую риторику, которая способствует реальному практическому прогрессу в переговорах», - сказал глава МИД Армении Зохраб Мнацаканян, комментируя журналистам эти слова. Он должен был что-то ответить на вопрос журналиста, но не смог быть оригинальным, хотя наверняка прекрасно понимал, что в обращении Ильхама Алиева к будущим офицерам есть только констатация реальности.
Кому как не армянской стороне знать, что угрозы - не лучшее оружие. Жалкая бравада уже давно стала частью риторики официальных и неофициальных лиц этой страны. Чем только не угрожали и не угрожают Азербайджану из Еревана. Не будем говорить об угрозах за два часа стереть Баку с лица земли, озвучиваемых всевозможными неофициальными лицами. То, что говорится на официальном уровне, не менее несерьезно. Совсем недавно министр обороны Давид Тоноян грозился «обуздать противника» неким «нестандартным» способом и создать хаос в азербайджанском тылу. Под чем подразумевались набившие оскомину угрозы удара по энергетической инфраструктуре Азербайджана. Как министр, Тоноян не мог угрожать этим открыто, но что кроется под «нестандартными шагами», ясно всем.
А накануне встречи глав МИД в Вашингтоне на линии соприкосновения в результате нарушения ВС Армении режима прекращения огня был убит азербайджанский военнослужащий. На следующий день Тоноян представил убийцу к высокой награде за «карательные действия». Этот безобразный факт еще более накалил атмосферу, в которой проходит переговорный процесс.
В Армении вообще очень своеобразно подходят к переговорам. Перед каждым раундом армянская сторона создает нездоровый фон, усиливая напряженность на фронте, чем демонстрирует свое полное неуважение к посредничающим странам и лишний раз доказывает, что мирные переговоры для Еревана - лишь помеха его планам. Награждение убийцы азербайджанского солдата и поощрение провокаций - это фактически объявление войны. О каком мире могут говорить министры после такой «увертюры»?
Армения силами диаспоры и лобби уже давно пытается оказывать давление на Минскую группу. Возможно, эти усилия и возымели бы успех, если бы не преграда в лице справедливой и полностью соответствующей международному праву позиции Азербайджана.
С первых же дней у власти премьер Никол Пашинян начал продавливать вопрос подключения к переговорам сепаратистов Карабаха. Были предприняты титанические усилия, но безрезультатно. И теперь армянская сторона предпринимает попытки вернуться на три года назад и заставить посредников вспомнить о «договоренностях», якобы достигнутых во время венской и петербургской встреч президентов Азербайджана и Армении, состоявшихся срезу после разгрома армянской армии в апреле 2016 года.
Напомним, что речь идет о так называемых механизмах расследования инцидентов, установке на линии соприкосновения соответствующего оборудования и ограничения азербайджанской стороны в ее праве отвечать на провокации ВС Армении и рассматривать военный путь решения вопроса.
Как известно и как было признано тогдашним главой МИД РА Налбандяном, Азербайджан на подобные меры, преследующие цель укрепления статус-кво, не согласился и под соответствующими документами не подписывался. Со временем вопрос окончательно исчез из повестки, потому как международные переговорщики тоже прекрасно понимали, что заставить Баку дать добро на легитимацию результатов армянской оккупации не удастся.
Теперь армянская сторона решила вернуть «послеапрельскую» повестку, устраивая кровопролитие на линии фронта перед каждой международной встречей по Карабаху и таким образом указывая странам-сопредам, что без «механизмов» ну никак не обойтись. Затея совершенно бессмысленная. Это понимают и армянские политические эксперты, указывающие Еревану на то, что субстантивных переговоров теперь не избежать.
Азербайджан с самого начала настаивал на субстантивных, то есть конкретных, содержательных переговорах, касающихся непосредственно процесса урегулирования, а не второстепенных вопросов вроде бессмысленных мероприятий на линии соприкосновения, которые ни на шаг не приблизят два народа к миру.
Фидан САЛМАНЛЫ
banner

Советуем почитать