• пятница, 29 Марта, 02:51
  • Baku Баку 7°C

Генеалогическое древо,

28 апреля 2014 | 12:44
Генеалогическое древо,

Прошлое - это не то, что
прошло, а то, что может
вернуться…

Нельзя, естественно, принимать подобное утверждение буквально. Прошлое, конечно же, не вернешь. Однако оно возрождается, имеет продолжение в лице потомков прежде всего генетически, независимо от прочих факторов, несущих в себе заряд этого прошлого. Ведь говорят же, что корни определяют многое - «ot kökü üstə bitər».
На такие мысли навел меня найденный в домашнем архиве листок с начертанным на нем генеалогическим древом рода, к которому самое прямое отношение имеют мои любимые и уже взрослые внуки. И с дочерью старшего из них - тринадцатилетней Лейлой - мы решили поискать в Интернете, что же это был за род такой - Бехбутовы: такую фамилию носил прапрадед Лейлуши по материнской линии, увы, ушедшей из жизни Назиры ханым.
И нашли…
Но прежде чем обратиться к истории рода, которому, как выяснилось, посвящена не одна книга, пришлось заглянуть и в историю Азербайджана, на фоне которой протекала жизнь наших предков…
Середина XVIII и первая половина XIX вв. характеризуются многими политическими событиями, неожиданными поворотами, в числе которых следует вспомнить и об интересе, который в тот период начал проявлять к азербайджанским землям наш северный сосед - Россия. Отметим и то, что ряд азербайджанских ханств - одним из них было Карабахское, - находясь формально в подданстве персидского шаха, не скрывало однако своей пророссийской ориентации. Как утверждают авторы вышедшей в 2008 году в свет в издательстве «Qanun» книги «Русские в истории Азербайджана», «Карабахскому ханству принадлежит одно из ключевых мест в истории российско-азербайджанских отношений…». Именно правитель Карабаха - Ибрагим хан одним из первых, еще за несколько лет до подписания Гюлистанского договора, заявил о своем выборе. Впрочем, правивший Карабахом до него Панах хан тоже, как отмечено в упомянутой мною книге, управлял ханством независимо от Персии…Видимо, выбор Ибрагим хана, сделанный в сложнейшей геополитической обстановке, был велением времени, когда «для большинства азербайджанских ханов, беков, агаларов, купечества предпочтительность России - читаю все в той же книге «Русские в истории Азербайджана» - становилась очевидной». И тут мне хотелось бы привести несколько строк из речи великого Гейдара Алиева, произнесенной им в 1996 году. «Мы высоко ценим многое из того, что было в прошлом, - сказал Гейдар Алиев. - В этом прошлом есть немало ценного, в том числе дружба и сотрудничество между русским и азербайджанским народами…»
Так вот, с правителя Карабаха Ибрагим хана, который сумел понять преимущество сближения в то время с Россией, можно сказать, и начинается род, об отдельных представителях которого хотелось бы рассказать. Но прежде чем обратиться к весьма разветвленной сети потомков одного из сыновей Ибрагим хана, а именно Бейбуталиага, считающегося родоначальником большого семейства, среди потомков которого определенное место занимают, пусть даже в третьем или даже четвертом поколении, близкие мне люди, доведу до читателя информацию о том, что известная азербайджанская поэтесса Хан гызы - Хуршуд Бану Натаван - тоже из этого признанного и почитаемого не только в Карабахе, но и во всем Азербайджане рода: она - дочь другого сына Ибрагим хана - Мехтигулу хана. Наверное, и поэтому тоже в почерпнутых в Интернете сведениях говорится о том, что представители этой династии, оставив след в политической истории страны, внесли также заметный вклад в науку, культуру, искусство и литературу своего народа.
Не буду заглядывать очень далеко, вглубь веков, и представлю читателям лишь некоторых из продолжателей рода уже названного выше Бейбуталиага бека, собственно, и давшего фамилию «Бехбутов» членам разросшейся семьи. Внимание привлекла жизнь одного из правнуков родоначальника - Мирзалы бека, отца трех сыновей и трех дочерей, с одной из которых, Назирой ханым, мне волею судьбы довелось породниться…
Мирзалы бек родился в селе Баят Шушинского региона. В 1910 году, в возрасте 24 лет, окончил местное реальное училище. А вот высшее, юридическое, образование получил в Санкт-Петербурге. Затем работал в акционерном обществе «Куратан», созданном его братом. Считался одним из лучших юристов, служил также адвокатом. И так было до прихода в Азербайджан власти Советов, которой он пришелся не по вкусу. Его сначала выслали из Шуши, причем прежде всего потому, что он всячески решительно пресекал претензии армян на исконно азербайджанские земли, а потом, арестовав, расстреляли, как и всех в то страшное время, без следствия, без суда.
К счастью, дети его сумели выстоять. Каждый из них нашел свою нишу в жизни и с достоинством носил имя потомка карабахских ханов.
Одним из них был старший сын Мирзалы бека - Шамси Бехбутов. Он, к сожалению, несколько лет назад покинул наш мир, но его, великолепного врача-онколога, творческого, заинтересованного в успехе дела, которому посвятил жизнь, ученого, доброго в самом широком смысле слова человека, помнят все, кто встречался с ним. Шамси Мирзалы бек оглу по праву считается одним из тех, кто стоял в Азербайджане у истоков развития в нашей стране исследований в области клинической радиологии. Успешно используя их результаты в своей практике, он способствовал внедрению в бакинском центре онкологии, где несколько десятков лет руководил отделением, самых современных методов лечения с помощью лучевой терапии. Из-под его пера вышло чуть ли не до двухсот научных трудов, опубликованных в зарубежной, центральной (в бывшем Союзе) и в республиканской печати. Его голос звучал с трибун различных по уровню научных съездов, конференций, симпозиумов онкологов, рентгенологов и радиологов, где он докладывал о результатах своей исследовательской и практической деятельности.
Словом, клиническая радиология была главным предметом его профессионального интереса. В этой области он и стал первым в Азербайджане кандидатом, а потом и доктором наук. Ему, азербайджанскому ученому, потомку карабахских ханов, принадлежит первая в бывшем СССР публикация о гамма-терапии больных раком пищевода. Одним из первых, а может, и первым в мире он доказал возможность высокоэффективной лучевой терапии при злокачественном заболевании этого органа.
Шамси Бехбутова помнят еще и как великого патриота, преданного своей Родине, честно служившего ей во все времена. И он доказал это ранее, участвуя в рядах Советской армии в Великой Отечественной войне, где ратный труд его был отмечен высокими наградами.
Надо сказать, что по стопам отца пошел и сын несомненно оставившего заметный след в медицинской науке Шамси Мирзалы бек оглу - Фарид, который, став военным врачом, участвовал в навязанной нашей стране карабахской войне в самый ее разгар, отстаивая веками принадлежавший его далеким и близким предкам Карабах, его жемчужину - Шушу, где и появились на свет все Бехбутовы.
Достойными продолжателями рода стали другие дети Мирзалы бека. В частности, сын Талят выучился на инженера, долгие годы был директором Бакинского шарикоподшипникового завода. Дочь Ваджиха ханым, ныне покойная, рентгенолог по специальности, успешно трудилась в Московском туберкулезном диспансере, вырастила двоих замечательных, образованных дочек - Халиду и Зарифу, теперь уже ставших даже бабушками. Стоматологией занималась в бакинской железнодорожной больнице Назира ханым, старший из сыновей которой, инженер-нефтяник Фуад Меликов, участвовал в разработке и освоении одного из морских нефтяных месторождений. Кстати, внучка Фуада, общая любимица Лейла, собственно, и нашедшая в Интернете довольно обширную информацию о своем прапрадеде - юристе, известном в то время адвокате Мирзалы беке, твердо решила тоже стать адвокатом. И когда она, ныне ученица одной из брюссельских школ, поделилась своей мечтой с одноклассниками, а потом и с братом, одиннадцатилетним Фуадом, ее единодушно поддержали все.
Младший сын Назиры ханым, Акиф, получив высшее инженерное образование, ряд лет посвятил работе в Торгово-промышленной палате, а сейчас трудится в Госкомитете по стандартизации, метрологии и патентам.
Достойными потомками прогрессивных карабахских ханов стали и дети Фуада и Акифа.
У Мирзалы бека, сына правнука Ибрагим хана - Рагим бека, было два брата и три сестры. Я так скрупулезно перечисляю их, потому что каждый из них оставил после себя достойное уважения потомство, в ряду представителей которого есть очень известные всем нам люди. К примеру, дочь одного из его братьев - Али бека, тоже, как ни печально, ушедшая из жизни Гамида ханым, запомнилась многим как прекрасный педагог, вырастивший не одно поколение юных граждан нашей страны - ряд лет она была директором 134-й средней школы в Баку, одной из лучших в республике, - а также как человек широкой души, очень доброжелательный - общение с ней приносило радость, в чем довелось однажды убедиться и мне. А дочь Гамиды ханым - Севиндж ханым - доктор исторических наук, профессор БГУ.
Думаю, читателям интересно будет узнать и о том, что сестра моего, пожалуй, главного героя Мирзалы бека, Салтанат ханым, является бабушкой доктора искусствоведения, профессора Ройи Тагиевой, которая много лет, со дня основания в 1967 году Государственного музея азербайджанского ковра и народно-прикладного искусства имени Лятифа Керимова, работает здесь и уже более 30 лет возглавляет его. Приятно отметить и то, что Ройа ханым - председатель Азербайджанского национального комитета Международного совета музеев и председатель Общества ковроделов Азербайджана, поэтому понятно, почему она - национальный координатор от Азербайджана при Европейском музейном форуме.
Член Союза художников Азербайджана, Ройа Тагиева является также почетным членом Музея текстиля в Вашингтоне, осуществляет членство в Европейской текстильной сети и международном комитете при Международной конференции по восточным коврам. Ее имя, как специалиста по ковровому искусству, известно в мире - не удивительно, что она участвует в различных международных программах и нередко становится их стипендиатом. В качестве примера назову программу Американской ассоциации музеев под названием «Международное партнерство среди музеев». Несколько лет назад Ройа ханым стала еще и международным экспертом в проекте UNESCO-МФГС «Управление музеем - ХХI век».
У Ройи Тагиевой, заслуженного работника культуры Азербайджана, - немало наград. А среди них Орден Дружбы Российской Федерации, Почетный диплом Министерства культуры России и Благодарность от ее Академии художеств. Наша соотечественница - кавалер Ордена искусства и литературы Франции. А научно-исследовательский центр Сельджукского университета Турции отметил ее, автора почти 75 научных книг и статей, посвященных азербайджанскому ковру и музейному образованию и изданных также и за рубежом, своей специальной наградой.
Должна заметить, что творческий дух, судя по рассказам, был свойственен многим членам рода, взявшего начало от славного карабахского хана. Наука, культура, искусство азербайджанского народа действительно обогащалось его потомками. Причем дух этот был так силен, что заражал всех, кто оказывался в кругу общения с ними. В связи с этим хочу непременно поделиться давно известной мне информацией.
В семье еще одной из трех сестер моего героя Мирзалы бека - Настаран ханым - выросли такие талантливые люди, как известный азербайджанский кинооператор Ариф Нариманбеков (эту фамилию носил муж Настаран ханым), не менее известный художник Видади Нариманбеков и, прямо скажем, гениальный, прославивший Азербайджан в мире живописец Тогрул Нариманбеков. Они не были для представительницы рода Бехбутовых близкими по крови. Но, войдя в эту семью совсем крохами, впитали в себя властвовавший в ней творческий дух и стали теми, какими многие из нас их и знали.
Генеалогическое древо… Династия карабахских ханов… Для меня знакомство с ними стало путешествием в прошлое, а еще - возможностью убедиться в том, как дороги людям воспоминания о тех, кто дал им жизнь, пустил их в дальнее плавание. А еще я поняла, как болезненно переживают карабахцы, мои современники, впрочем, как и весь азербайджанский народ, то, что их родную землю, где многие из них, их отцы, деды, прадеды увидели свет, топчет ненавистный враг…
Но ведь правда всегда торжествует. И, несомненно, умная, взвешенная политика руководства нашей страны, политика, служащая национальным интересам, приведет к победе справедливости.
Мы верим в это!
Эльмира АЛИЕВА
На снимке:
В доме, где жила Хан гызы Натаван. Справа вторая - Настаран бегим, а пятая справа - Салтанат бегим - сестры Мирзалы бека…
banner

Советуем почитать