• суббота, 20 Апреля, 15:05
  • Baku Баку 23°C

Либерализм или кастовое общество?

02 августа 2019 | 18:22
Либерализм или кастовое общество?

НРАВЫ
В России давно идет обсуждение пути будущего развития страны в идейно-политическом контексте. И хотя еще в 90-е годы, после обретения независимости, принято четкое решение о развитии в стране демократии и либеральных ценностей, позже эта политика неоднократно пересматривалась в пользу усиления государственных начал.
В частности, многие помнят о попытках развития в России «суверенной демократии». В последнее же время в связи с общим ухудшением отношений с Западом - источником либеральной демократии - в РФ усилилась и критика западной идеологии. Так, недавно в интервью западным журналистам президент Владимир Путин раскритиковал либеральную идеологию, заявив, что в принципе она себя уже изжила.
Своим мнением по поводу нынешнего состояния либерализма и путей развития идеологии в России в интервью газете «Каспiй» поделился российский политолог Павел Лузин.
- Начнем с того, что Владимир Путин попросту не понимает, что такое либеральная идея. Для него это, судя по всему, некий микс из однополых браков, беженцев, легализации наркотиков, а также так называемого «западного лицемерия» и так называемых «двойных стандартов». Ему не ясно, что такое подлинная человеческая свобода, - ее у него никогда не было. Ему также непонятно, откуда идея человеческой свободы взялась и какую эволюцию прошла. Но вообще, это конкретное заявление Владимира Путина надо трактовать как декларацию, что российская власть все равно пересилит Запад в нынешнем уже многолетнем противостоянии. Такой лозунг: «Мы все равно вас победим, ваша идея мертва, а нашу волю к власти не сломить». Но обычно подобные лозунги и в таком контексте звучат из уст тех, кто уже усомнился в своих силах.
- Ну, а на самом деле каково положение с либерализмом в России?
- В России положение с либерализмом примерно такое же. О либеральной идее у нас очень эклектичные и часто поверхностные представления. Либерализм не сочетается с патернализмом, а у нас до сих пор отчаявшиеся люди готовы на камеру стоять на коленях и просить заступничества у так называемого «вождя». Но вообще не все так безнадежно, просто любую политическую идею нужно для начала осознать и осмыслить. Для этого она должна более-менее целостно описывать окружающую реальность и наши цели в этой реальности. И чем дольше застой, тем ближе мы к такому осмыслению. Хотя надо понимать, что в любом обществе всегда есть некий идейный спектр.
Пока мы пытаемся творчески сформулировать понятным для нас языком либеральную идею (этот процесс может занять какое-то время, но может и не получиться вовсе), выйти за пределы простого цитирования Джефферсона или Хайека, в других слоях общества тоже идет осмысление. При этом средневековое мракобесие, идеи сословного или кастового общества оказываются привлекательными для тех, кто панически боится современного окружающего мира.
- Но если либеральная идея себя изжила, что должно прийти ей на смену?
- Я не считаю, что либеральная идея себя изжила. Просто нам ее сложно актуализировать для нашей современности, сопоставить ее с нашими объективными и субъективными потребностями. Мы же в гуманитарном плане потеряли XX век. Мы, как общество, до сих пор открываем для себя книги, написанные 50-100 лет назад. Нашу интеллектуальную слабость предстоит еще наверстать.
- Есть мнение, что на смену либерализму и рыночной экономике придет государственный монополистический капитализм. Насколько такое возможно?
- В России это точно пришло. Только я бы не называл это капитализмом, потому что накопления капитала никакого нет. Вообще, государственные монополии вряд ли способны что-то накапливать. Вы, конечно, можете мне возразить, приведя в пример норвежскую государственную нефтяную компанию. Но она существует в рыночных условиях мирового рынка, потому что Норвегия - маленькая страна. А российские государственные монополии существуют внутри довольно большой России, и они надежно изолированы от конкуренции со стороны иностранцев. И они заинтересованы (вместе с миллионами своих сотрудников) в бесконечном продолжении такого порядка.
Не зря я упомянул сценарий, вероятность которого не равна нулю, когда Россия будет осмыслена как кастовое общество. Ведь всем этим сотрудникам государственного нефтегаза, ВПК, органов власти и ФГУПов, региональных и местных «левиафанов» - им же есть что терять. Ведь в условиях реальных рыночных и демократических реформ миллионы из них в какой-то момент и на некоторое время окажутся на улице вместе со своими семьями и ипотеками. Это сам по себе колоссальный социально-политический стресс, даже если большинство из них вскоре будет аккумулировано вздохнувшим свободно бизнесом.
- Может ли единственной альтернативой либерализму быть авторитаризм?
- Идейно-политический спектр сейчас очень размыт и смешан. Родится ли здесь что-то еще, кроме авторитарной модели, я не знаю. Это зависит от нас самих, но будем ли мы способны это сделать - большой вопрос. Каждый из нас что-то пытается делать, чтобы изменить ситуацию к лучшему, исходя из своих представлений о прекрасном и из своих страхов и готовности к компромиссам. Но что будет в итоге, сказать очень сложно. Мы сейчас, по моему сугубо субъективному мнению, пребываем в безвременье, и выход из него в любом случае будет болезненным.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать