• пятница, 29 Марта, 09:42
  • Baku Баку 5°C

Бомба замедленного действия

22 июня 2016 | 16:35
Бомба замедленного действия

ЭКОЛОГИЯ
Перефразируя известную фразу, можно сказать, что без культуры экологии нет культуры вообще. Отечественные специалисты среди основных и наиболее важных экологических проблем, с которыми столкнулся Азербайджан в ХХI веке, выделяют, прежде всего, транспограничное загрязнение водных ресурсов, поскольку именно этот фактор во многом определяет нынешнюю ситуацию с низким уровнем снабжения качественной питьевой водой.
Вода не только теряется, но на примере реки Араз основательно загрязняется по пути к потребителю, а ведь эта более чем тысячекилометровая артерия через Турцию проходит по всей Нахчыванской Автономной Республике и далее по территории Джабраилского, Бейлаганского, Имишлинского, Саатлинского и Сабирабадского районов, после чего впадает в Куру.
Головная боль региона
Если экологические трансграничные проблемы Азербайджана с Россией, Грузией и Ираном как-то решаются на двусторонних и многосторонних встречах, то карабахский конфликт, отсутствие дипломатических отношений официального Баку с Ереваном усугубляют экологическое положение именно водных ресурсов.
Как сказал корреспонденту газеты «Каспiй» председатель экологического совета при Министерстве экологии и природных ресурсов Азербайджана Тельман Зейналов, то же Сарсангское водохранилище, оставшееся с советских времен и раньше использовавшееся совместно во благо азербайджанского и армянского народов, фактически стало бомбой замедленного действия. «Когда-то его ресурсы орошали 128 тыс. га сельскохозяйственных угодий, из которых 110 тыс. га находятся в Агдамском, Бардинском и других районах. Теперь армяне Карабаха намеренно вредят населению нашей страны - зимой открывают его, чтобы подтопить азербайджанские села, а летом перекрывают воду, обрекая наше население на жажду. Неурегулированность отношений сказывается также на использовании воды плотины Джогаз, на границе двух стран в Газахском районе Азербайджана. Фишка в том, что исток одноименной реки и водонапорная станция издавна находится на территории противника, который «умело» пользуется этим фактором, лишая население воды под видом того, что национальная армия обстреливает окрестности», - отметил эксперт.
Однако, по его словам, наибольшую угрозу экологической катастрофы для всего региона представляет все же эксплуатация еще одного «наследия СССР» - расположенной в Армении Мецаморской атомной электрической станции. Дело в том, что этот опасный объект сдан в эксплуатацию ровно сорок лет назад, то есть устарел морально и физически, представляя собой «пороховую бочку». МАГАТЭ своим разрешением на его эксплуатацию подвергает значительным рискам Азербайджан и, прежде всего, его Нахчыванский эксклав, приграничные регионы Турции и Грузии, а также и более всего само армянское население. Даже в отчете МАГАТЭ за прошлый год говорится, что госкомитет по регулированию ядерной безопасности при правительстве Армении не располагает ни финансовыми, ни человеческими ресурсами для обеспечения ее атомных реакторов, но несмотря на ее изношенность и наличие серьезных проблем в работе энергоблоков и оборудования, страна-агрессор все же продлевает сроки эксплуатации. Более того, система ее безопасности аналогична приснопамятной Чернобыльской АЭС, то есть там отсутствует герметический слой, предназначенный для защиты от облучения в случае аварии.
Ситуация усугубляется тем, что весь Южный Кавказ находится в сейсмической зоне, так что в случае даже незначительного землетрясения предотвратить региональную катастрофу не удастся, поскольку станция расположена в горной местности - может возникнуть нехватка воды для экстренного охлаждения активной зоны реактора. Да и срок эксплуатации этого объекта, по данным международных экспертов, истек десять лет назад, однако с тех пор в зоне риска не проводилось реконструкции в соответствии с принятыми стандартами и нормами.
«Мы не должны мириться с загрязнением территории региона и отравлением грунтовых вод, добиваясь немедленного закрытия объекта с целью спасения жизни в буквальном смысле слова», - отметил Т.Зейналов. Кстати, еще в 2003 году атомная электростанция сроком на 5 лет была передана в управление российской компании и в настоящий момент обеспечивает страну электроэнергией лишь на 30-40%. Многие установки не работают при огромном объеме радиоактивных отходов, и еще, как указывалось выше, эта территория граничит с Турцией, Азербайджаном и Грузией, где проживает гражданское население, да и в самой Армении рядом со станцией живут 2 млн человек. Даже в отчете Еврокомиссии за 2012 год говорилось, что восстановить эту станцию невозможно, однако руководство страны-агрессора игнорирует заявления международных организаций и нормы элементарной логики, шантажируя международное сообщество наличием ядерного обстоятельства.
Есть еше один важный фактор - наличие риска создает реальную возможность для контрабанды радиоактивных материалов, а недавнее задержание на границе Грузии армян, пытавшихся незаконно перевезти изотопы Цезия-137 и Урана-238 на черные рынки Ближнего Востока, прямо указывает на то, что уже организован контрабандный маршрут по перевалке радиоактивных веществ, которые вполне могут быть использованы для изготовления террористами так называемых «грязных бомб».
Несмотря на предупреждения ядерных экспертов, власти страны-агрессора намерены приступить к строительству третьего по счету энергоблока, что еще более увеличивает потенциальную опасность, как минимум, заражения региона, отходами.
И это «пол-беды»
Видите, сколько трансграничных угроз несет неурегулированность межгосударственных отношений. А ведь это, как говорится, лишь пол-беды. Конечно, нехорошо смеяться над бедами соседей, но представьте, сколько бы экологических угроз было, будь они побогаче. После развала СССР промышленность не только Армении, но и Грузии производит гораздо меньше отходов, чем в советское время, так как многие заводы простаивают или работают вполсилы. Тем не менее, несмотря на сокращение объема горнорудной промышленности в той же стране-агрессоре хранилища отходов остались, и во время дождей и половодья вода, попадая в них, загрязняется и стекает в реку Араз, а оттуда в Куру и далее в Каспийское море, загрязняя окрестности, отравляя почву с растительностью и, конечно же, рыбу.
В жаркие и зимние, так сказать, безводные месяцы мониторинговые станции Министерства экологии больше регистрируют в воде биогенные отходы, превышающие санитарные нормы. До каскадной системы у города Мингячевир Кура самоочищается на 50-60%, так как взвешенные частицы в воде оседают на дно, а потом вновь становится загрязненной в нижнем течении в районе города Сабирабад, где в Куру впадает Араз. Здесь в содержании воды увеличиваются взвешенные частицы, биогенные вещества, металлы, сульфаты и аммоний. Объективности ради признаем, что в реку попадают сточные воды Ширвана, Мингячевира и других крупных промышленных населенных пунктов, но ведь это крупица непосредственного экологического вреда, основная же нагрузка лежит на Армении.
«Сотрудничество между двумя странами будет и далее невозможно, пока азербайджанские земли продолжают находиться под оккупацией Армении. У нас нет никаких отношений с ней, пока продолжается оккупация наших территорий ее вооруженными силами», - четко сказал Президент Азербайджана Ильхам Алиев на Международном экономическом форуме в Давосе (Швейцария).
Потому государственные и правительственные ведомства, включая МИД и Минэкологии, в вопросе сотрудничества с армянскими коллегами исходят из политического принципа, задекларированного главой государства. Ну, а поскольку прямых контактов нет, то и данные о чистоте воды в стране-агрессоре мы вынуждены получать из третьих источников, включая сопредельные с ней Грузию и Иран. Однако есть требования международной Водной конвенции, согласно которой официальный Баку справедливо полагает, что Кура и, в большей степени, Араз загрязняются на территории соседних стран.
Азербайджан, как член Хельсинкской конвенции, готов выполнять ее положения и проводить совместный мониторинг рек. Существуют такие инициативы, как проект Евросоюза, проект Организации международного развития США и даже глобальный проект ООН, в рамках которых происходят встречи экологов. В каждом из этих проектов участвует различное количество стран бывшего СССР, но и на этом уровне конкретного сотрудничества с Арменией нет, какого либо обмена информации с Ереваном также не происходит в силу оккупации земель, находящихся под юрисдикцией Баку. Конечно, Азербайджан заинтересован, чтобы река Кура очищалась на территории Грузии, равно, как и река Араз - на территории Армении, но как и где это будет происходить, пока мы сказать не можем, - остается надежда на прозрачность переговоров между главами государств в Петербурге.
Кстати, с грузинскими экологами азербайджанцы сотрудничают, совместная работа расширяется, а в селе Ганыг грузинские и азербайджанские специалисты берут пробы куринской воды для лабораторного анализа. Уже готово и двустороннее азербайджано-грузинское соглашение о совместном сотрудничестве и мониторинге чистоты Куры. Правда, нелегко, но развиваются азербайджано-иранские отношения в сфере водных ресурсов. Функционирует двусторонняя рабочая группа Азербайджана и Ирана, занимающаяся контролем чистоты реки Араз. Теперь дело за Ереваном, пока предпочитающим позицию шантажа ядерными отходами вместо конструктивной позиции.
Салех БАЯТ
Материал печатается в рамках конкурса, организованного Государственным Фондом поддержки средств массовой информации при Президенте Азербайджана и приуроченного к 141-й годовщине со дня основания национальной печати.
Направление 16 - Экология и защита окружающей среды
banner

Советуем почитать