• среда, 24 Апреля, 13:51
  • Baku Баку 27°C

Евроинтеграция не панацея

25 апреля 2014 | 17:03
Евроинтеграция не панацея

Грузия - соседняя с Азербайджаном страна, дружественная, поддерживающая нас во многих международных организациях по самым разным проблемным вопросам, в том числе и по такому наболевшему, как восстановление территориальной целостности. С грузинским народом нас связывают вековые дружеские отношения, и нам небезынтересно происходящее в этой стране.
О нынешних и предстоящих событиях в Грузии, а также влиянии на нее украинского Майдана в интервью газете «Каспiй» рассказывает известный грузинский политолог Джумбер Кирвалидзе.
- Как вы считаете, существуют ли трения в правительстве Грузии?

- Как известно, правительство Грузии - коалиционное, состоящее из шести партий, во главе которых находится «Грузинская мечта - демократическая Грузия». Исходя из этого, не исключено и даже естественно существование определенных разногласий между субъектами коалиции в исполнительной власти. Тем более что коалиционного опыта у молодой и развивающейся грузинской демократии нет, да и неоткуда было ему появиться за каких-то 22 года независимой государственности и продолжающегося переходного периода.
- Как вы относитесь к предложению националов об ужесточении уголовной ответственности за отрицание факта оккупации - до 6 лет лишения свободы?
- Отрицательно! Я вообще считаю нонсенсом политическую деятельность этой организации (Нацдвижение), столько зла и страданий принесла она грузинскому народу за девять лет своего правления! Что касается их конкретного «предложения», то считаю его провокационным, необдуманным, искусственным, которое преследует одну цель - нагнетание отношений с Россией и политической ситуации внутри страны. Ведь приняв в закон «Об оккупации» предложенные националами поправки, грузинское общество еще больше отдалится от своих сограждан, проживающих в Абхазии и так называемой Южной Осетии, которые, со своей стороны, как раз и «отрицают факт оккупации». Дело в том, что если мы - грузины, наше правительство - с одной стороны, говорим о необходимости примирения с абхазами и осетинами, то с другой - не должны их пугать «лишением свободы до 6 лет», как предлагают националы. Я считаю, что вполне достаточно уже существующего закона в его нынешней редакции, в первую очередь для того, чтобы политика непризнания органических частей Грузии имела свою правовую и политическую основу. Вдобавок к сказанному хочу отметить, что если мы говорим о нашем стремлении нормализовать отношения с Россией, чтобы комплексно и постепенно решить самые наболевшие вопросы, в том числе восстановление территориальной целостности, то ужесточение уголовной ответственности не только не приведет к положительному результату, а наоборот, подольет масла в огонь и отдалит нас от решения этих проблем.
- Насколько вероятно повторение Майдана в Тбилиси с участием националов?
- Это исключено. Ну, если националы хотят, чтобы их смяли в один миг, то - пожалуйста, могут собраться на пару дней. Сегодня у них максимальный рейтинг - 7-8%, и он продолжает падать, так что «нацмайдана» не будет, силенок не хватит.
- В последнее время стало модным говорить о развитии в Грузии «пятой колонны» из числа пророссийски настроенных граждан этой страны. Действительно ли имеется такая колонна, и если да, то насколько она представляет опасность для суверенитета Грузии?
- Нет такой колонны - ни «пятой» и ни «десятой»! Безусловно, имеются люди, которые думают иначе, что является нормой для развития демократического общества. Но что касается каких-то организованных групп, которые представляли бы опасность для государства, то таковые просто отсутствуют. Основная проблема Грузии заключается не в разных «колоннах», которыми пугают народ националы, а в вопросе восстановления территориальной целостности страны, налаживания разорванных отношении с абхазами и осетинами. А также в интегрировании в государственную и политическую жизнь независимого государства всех представителей полиэтнического грузинского общества, в первую очередь многочисленные азербайджанскую и армянскую диаспоры страны.
- Кстати, об армянах. В число «пятой колонны» некоторые обозреватели относят и армян Джавахетии. Насколько вероятна дестабилизация ситуация в этом регионе, принимая во внимание раздачу российских паспортов грузинским армянам?
- Я считаю, что эта дутая тема, которой уже много лет спекулируют разные политгруппы, в том числе нынешняя оппозиция в лице националов. Вместе с тем я не утверждаю, что такой вопрос вообще в природе не существует, но со стороны нынешних властей Грузии он контролируется. В частности, проводятся превентивные мероприятия, к которым подключены руководители на местах. Так что на данном этапе действий дестабилизационного характера в этом регионе Грузии не ожидается.
- Каков ваш прогноз относительно итогов местных выборов в Грузии - какая политическая сила придет к власти и что изменится в жизни страны?
- Уверен, что победит правящая коалиция «Грузинская мечта», причем с подавляющим преимуществом. Изменится то, что националы, которые в местных органах власти до сих пор сохраняли хоть какое-то влияние, потеряют его, и весь груз ответственности целиком ляжет на победившую «Грузинскую мечту». Тем более что представители правящей коалиции неоднократно ссылались на саботаж работы в местных органах власти сохранившихся там националов.
- В ближайшие несколько месяцев Грузия подпишет Ассоциативное соглашение с ЕС. Поддерживаете ли вы евроатлантическую интеграцию?
- Я в первую очередь поддерживаю восстановление территориальной целостности моей Родины, и хотелось бы верить, что евроинтеграция - насколько она будет «атлантической», не знаю - поможет в этом деле. Поэтому с надеждой смотрю на этот процесс, но прекрасно осознаю и тот факт, что евроинтеграция не панацея для объединения страны.
- На прошлой неделе глава МИД РФ Лавров заявил, что «Восточное партнерство» используется ЕС для противодействия российским интеграционным планам на постсоветском пространстве. Согласны ли вы с таким утверждением?
- Ну, это огромная тема для отдельного интервью. Коротко скажу - да. Идет процесс нового геополитического переосмысления постсоветского пространства, которое настолько велико и значимо, что данный процесс заденет весь Евразийский континент, если не весь мир целиком. Сегодня «геополитический пуп земли» находится в Киеве, в Украине, и это частично «благодаря» «Восточному партнерству». Как известно, именно отказ Януковича подписать Ассоциативное соглашение с ЕС сыграл роль катализатора всех дальнейших процессов в Украине. К тому же я полагаю, что «евро-американские отцы» настолько надменно отнеслись к так называемым российским интеграционным проектам (Таможенный, Евразийский союзы и т.д.), что получили события в Украине. Львиная доля ответственности за потерю Крыма Украиной лежит на совести этих господ.
- Насколько прозрачны грузино-российские отношения на данный момент, после проведения Олимпийских игр и на фоне событий в Украине?
- Скорее эти отношения напоминают некое выжидание, причем с обеих сторон. Украинские события все затмили, что естественно. Весь мир замер в ожидании - что будет дальше? Этот же вопрос в головах грузинских политиков. Но русским пока не до нас.
- Исходит ли опасность для Грузии со стороны России - может ли Грузия стать следующей после Украины?
- Сегодня однозначно нет. Русские не глупые, они еще не переварили Крым, и неизвестно что и как будет дальше происходить в Украине. В силу этого никакой опасности на этом этапе с российской стороны не предвидится. Тем более что власти Грузии ведут себя сдержанно. Хотя если бы сейчас у власти находился Саакашвили, то, безусловно, он вызвал бы огонь на себя, чтобы покрасоваться перед Западом.
- В последнее время в связи с украинскими событиями много говорилось и писалось о необходимости подписания военно-политического соглашения между Турцией, Грузией и Азербайджаном. Насколько это приемлемо для Грузии?
- Сегодня это нереально. Кроме того, в современном глобальном мире заключение подобных военно-политических союзов без ведома сильных мира сего невозможно. Тем более в нашем регионе, насыщенном этническими конфликтами.
- Ваша оценка грузино-азербайджанских отношений на данном этапе.
- Могло быть лучше - это касается экономики. Мне думается, что в данной сфере мы недостаточно используем имеющиеся возможности и резервы. А в целом грузино-азербайджанские отношения могут послужить примером цивилизованного сотрудничества двух сопредельных государств.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать