• пятница, 29 Марта, 12:38
  • Baku Баку 14°C

Дипломатический зондаж

26 июля 2019 | 16:18
Дипломатический зондаж

КОММЕНТАРИЙ
Помнится, в начале июня Армения впервые не стала голосовать против инициированной Грузией резолюции ООН о праве перемещенных лиц на возвращение, что было явным жестом со стороны Еревана в направлении улучшения отношений с Тбилиси.
За принятие документа о признании права на возвращение беженцев Абхазии и Южной Осетии проголосовало 73 государства, 15 - против, еще 57 стран, включая Армению, воздержались.
Объяснение прозвучало на уровне министра иностранных дел Армении Зограба Мнацаканяна, который заявил, что в отношениях с Россией и Грузией Армения руководствуется сопоставлением двух важных направлений внешней политики.
Как полагают в Армении, это будет поворотным моментом в контексте армяно-грузинских отношений и укрепления доверия между двумя народами, предполагающим в будущем «аналогичную линию поведения» со стороны грузин. В действительности имея в виду поддержку своих позиций на международной площадке со стороны Грузии.
Круг вопросов не изменился, но...
Министр иностранных дел Армении Зограб Мнацаканян побывал на днях с официальным визитом в Грузии. Так вот в беседе с журналистами он очень скупо, буквально в ничего не значащих формулировках рассказал, какие вопросы обсуждались во время встреч. Но и этой информации было достаточно, чтобы понять, что армянский глава внешнеполитического ведомства прибыл в Сакартвело, чтобы прозондировать почву относительно дальнейшей судьбы армяно-грузинских отношений, вошедших после заявления грузинского президента Саломе Зурабишвили как в Баку, так и в Ереване, в ступор.
Заявляя, что в рамках этого официального визита «стороны вновь обратились ко всем тем вопросам, которые касаются систем безопасности обеих наших стран и вызовов, касающихся этих систем безопасности», Мнацаканян, разумеется, опустил агитационную часть разговора с грузинскими высокопоставленными лицами относительно «азербайджано-турецкого» засилья на грузинском рынке, о чем денно и нощно трубит армагитпроп. Безапелляционно подчеркнув, что есть совместная заинтересованность в мире и стабильности в регионе.
Вместе с тем речь шла лишь о стимулировании контактов бизнес-кругов, гражданских обществ и совместной работена всех уровнях - от инфраструктур до сфер экономики, образования, науки, туризма и др. В перечне сфер, где армянам следует наладить отношения, заметьте, инфраструктуры стоят на первом месте. А это говорит о том, что недавний штурм парламента в Тбилиси, кстати, с участием большого числа армянских граждан, не на шутку перепугал официальный Ереван перспективой закрытия и этой, третьей границы.
Ни для кого не секрет, что армянскую сторону очень интересуют переговоры, проходящие между Россией и Грузией по вопросу альтернативного пути для Верхнего Ларса. Впрочем, Зограб Мнацаканян этого и не скрывает. Но поскольку сторонами переговоров являются Грузия и Россия, Армении остается лишь следить за ними и надеяться, что стороны когда-нибудь договорятся.
Армения хочет мира?
Касаясь в ходе встреч региональных конфликтов, Мнацаканян, вырядившись в тогу эдакого миротворца, не уставал говорить о мирном решении всех существующих конфликтов. Однако на встрече с армянской общиной Тбилиси в центре армянской культуры «АйАрТун» он, сменив тон заявлений, уже без зазрения совести разглагольствовал о правах карабахских армян и о том, что Армения-де продолжает оставаться единственным внешним гарантом безопасности Нагорного Карабаха. При этом сей дипломат говорил о 150 тыс. этнических армян, живущих в Нагорном Карабахе, якобы поставленных под угрозу.
Между тем нынешнее население оккупированного Нагорного Карабаха, по признанию самих же армянских источников, едва превышает 90 тыс. Тогда как число изгнанных из этого региона азербайджанцев - около миллиона человек. Да и геноцид азербайджанского населения в Ходжалы со стороны армян свидетельствует о том, что именно права автохтонного азербайджанского населения, подвергнутого этнической чистке, были попраны и остаются таковыми по сегодняшний день.
Мнацаканян уверен, что безопасность армян Карабаха - главная задача Армении, поскольку от этого, мол, зависит сохранение армянской самоидентичности. Однако надо понимать, что армянская идентичность не имеетникакого отношения к карабахским армянам, именуемым самими «айастанцами» «шуртвац», то есть «перевертыши». Интересно, что армяне имеют в виду, называя так «карабахцев»?!
Отмечая, что мирному урегулированию конфликта нет альтернативы, Мнацаканян забыл упомянуть о том, что тормозом для продвижения переговорного процесса является позиция официального Еревана, проводящего в регионе захватническую политику.
На фоне воинственной риторики армянского военно-политического истеблишмента совершенно неправдоподобно звучат и заявления главы армянского внешнеполитического ведомства о том, что «в течение этого года мы достаточно поработали, и встречи с главой МИД Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым носят последовательный характер. И здесь мы преданы данному принципу».
К слову, в связи с заверением Мнацаканяна в миролюбивости армян возникает вполне резонный вопрос: почему граждане Армении активно участвовали в акциях протеста перед грузинским парламентом? И хотя грузинские правоохранители задержали только двоих - соратника армянского премьера Минаса Миансяна и ярого «соросовца» Давида Григоряна, грузинские журналисты полагают, что армян на площади в ту ночь было гораздо больше.
Грузинские медиа выдвигают версию, что сторонники Сороса в руководстве Армении готовы на все, в том числе на дестабилизацию политической обстановки в Грузии, вплоть до госпереворота. В том числе даже сменить вектор движения в сторону России - если, конечно, запахнет солидными дивидендами. По мнению некоторых грузинских экспертов, разработана даже стратегия по захвату влияния на Кавказе.
Почему армянину из США запретили въезд в Грузию
Однако грузин на мякине не проведешь, и велеречивые заявления армянского министра иностранных дел здесь звучат лишь как дань дипломатическому этикету. Кому как не грузинам знать истинную цену армянской дружбе, замешанной на крови. Ведь именно армянская сторона время от времени напоминает грузинам о своих территориальных и культурных претензиях, устраивая националистическую бучу то в Ахалкалаки, закрывая продвижение поездов, следующих маршрутом Карс-Тбилиси-Баку, то оспаривая принадлежность грузинских церквей Тбилиси…
Не потому ли недавно сотрудники аэропорта Тбилиси запретили въезд в Грузию гражданину США, уроженцу города Ахалцихе - Эдуарду Энфиаджяну. В связи с запретом на въезд Энфиаджян попросил МВД страны пересмотреть данное решение, поскольку он всегда публично выражал поддержку территориальной целостности Грузии, и надеется, что власти Грузии решат проблему, признав происшедшее недоразумением.
Этот факт говорит о том, что грузинское общество наконец намерено всерьез относиться к своему суверенитету, особенно в свете последних акций перед грузинским парламентом. Ну а «дружественный» визит Мнацаканяна и ответная благожелательность - лишь дань дипломатическому этикету.
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать