• четверг, 18 Апреля, 09:41
  • Baku Баку 12°C

Иран не остановить

11 июля 2019 | 10:28
Иран не остановить

ТОЧКА ЗРЕНИЯ
В минувшее воскресенье Иран объявил о втором этапе сокращения обязательств по ядерной сделке в связи с тем, что страны - члены СВПД не смогли в течение 60 дней выполнить требования Тегерана в части, касающейся экономических интересов страны. Иранские власти заявили, что начинают процесс обогащения урана на уровне выше 3,67%, предусмотренного ядерной сделкой. Кроме того, в Тегеране также отметили, что перейдут к третьему этапу сокращения обязательств через 60 дней после 7 июля, если страны - члены ядерной сделки не обеспечат интересы Ирана «перед лицом экономического терроризма США». При этом глава МИД ИРИ заметил, что все предпринятые шаги Тегерана «обратимы».
В ответ американская сторона устами помощника президента США по национальной безопасности Джона Болтона заявила, что только приступает к применению в отношении Ирана масштабных односторонних санкций. Что же касается самого президента Дональда Трампа, то, отвечая на вопрос журналистов о решении Тегерана обогащать уран, он заметил: «Иран сейчас делает много плохого, и ему лучше быть очень осторожным».
В то же время европейские участники СВПД в лице Франции, Великобритании, ФРГ и ЕС всего лишь выразили обеспокоенность в связи с действиями Тегерана.
Свою точку зрения на ситуацию вокруг ядерной программы Ирана и перспектив ирано-американских отношений в интервью газете «Каспiй» высказал российский эксперт в области внешней политики, обороны и безопасности Григорий Трофимчук.
- Как известно, в минувшее воскресенье ИРИ превысила определенную СВПД норму обогащения урана, нарушив тем самым заключенное несколько лет назад соглашение. Насколько прав в этом вопросе Иран?
- В Тегеране пока что осторожно тестируют ситуацию, сложившуюся после выхода США из ядерной сделки, давая дозированную информацию в СМИ о превышении норм обогащения. Тегеран хочет понять, как отреагирует мировое сообщество на такие «заступы» за красную линию и главное - что конкретно будет делать Вашингтон. Самим США, прямо скажем, выгодны такие шаги Ирана. Так как в том случае, когда надо будет предъявить миру факты нарушения Тегераном договоренностей - хотя такие нарушения уже будут условными, после прошлогоднего демарша Трампа, - Белый дом уже сможет предъявить больше доказательств, чем просто пробирка с каким-то непонятным порошком, как когда-то против Ирака.
Проще говоря, американцы сами провоцируют ИРИ на нарушения. Со своей точки зрения, Иран прав, так как ему по-любому надо готовиться к защите и усиливать свою оборону. Тегеран понимает, что Америка - с Трампом или без него, это уже не важно - его в покое не оставит. Вопрос в том, остались ли такие возможности для эффективной защиты у Ирана в принципе.
- К чему может привести нарушения СВПД со стороны Ирана, тем более что это уже второй этап, а через два месяца последует третий этап нарушения СВПД?
- Нарушениями иранские мероприятия можно назвать лишь условно. Если бы Тегеран нарушал условия сделки до выхода Вашингтона из соглашения, то есть намеренно и демонстративно, то это были бы настоящие нарушения. А сейчас договор находится в полностью подвешенном состоянии, так как позиция европейских партнеров Ирана остается крайне невнятной, поэтому ИРИ может делать что угодно. В любом случае Европа не готова защищать Иран, если Дональд Трамп проявит резкое недовольство ходом иранских операций с ураном.
Но в то же время надо иметь в виду, что психотип самого Трампа как человека позволяет его противникам действовать так, как они хотят, потому что действующий президент США практически никогда не доводит своих угроз до конца. Трамп предельно хаотичен и беспорядочен.
Для примера можно взглянуть на Северную Корею, где Ким Чен Ын является тактическим победителем над Трампом и по-прежнему готов испытывать свою ядерную инфраструктуру, доводя ее до нужной кондиции. При этом надо иметь в виду, что американцы постараются довести до конца свои проекты, направленные против Пхеньяна и Тегерана. Потому что в целом Вашингтон является все-таки более последовательным, чем отдельно взятый Дональд Трамп.
- С другой стороны, США настроены решительно на ужесточение санкций против Ирана. Американцы считают, что раз однажды они смогли заставить Тегеран пойти на заключение сделки под давлением санкций, то и теперь смогут заставить ИРИ заключить выгодное США соглашение. Насколько это реально?
- Иран, как ни странно, пока что спасает сам Трамп. Так как при наличии иного президента США ситуация развивалась бы для Тегерана менее благоприятно и в ускоренном режиме. Ужесточение американских санкций не дает особого эффекта - как и в случае с РФ и Китаем. Америка при Трампе не может ничего довести до конца. Ирану выгодно, чтобы такая хаотизация американской власти продолжалась и дальше. Тегеран надеется отсидеться в таком формате насколько это возможно в принципе. Он уже давно научился обходить американские санкции, в том числе за счет тех своих крупных партнеров, на которых, как я уже сказал, Вашингтон повлиять пока что не в силах.
В то же время сам Трамп, как мне кажется, с удовольствием бы встретился с высшим иранским руководством, просто ради шоу, ради картинки. Чтобы показать миру, как и в случае с Кимом, что якобы только он на такое способен. Хотя на деле такое поведение лишь ослабляет позиции и силу США. Потому что настоящая сила по сто раз не предупреждает, а, молча и быстро реализует свои угрозы на практике. Поэтому именно Тегеран в настоящее время показывает всему миру слабость Вашингтона, а не наоборот.
- Что в итоге ожидает СВПД?
- После хаотичных действий Трампа американо-иранское соглашение в любом случае выглядит уже нерабочим. Произошло слишком много нарушений этого документа. Поэтому если и появятся какие-то новые договоренности на эту тему (на что надеется сам Трамп, ненавязчиво нарываясь на встречу с лидерами ИРИ), они должны выглядеть по-другому. Прежде всего, и самому Тегерану нужны новые, более основательные гарантии со стороны западного мира. Но в целом, если отвлечься от формальных и бесполезных бумаг, все понимают, что Иран будет идти по пути собственного ядерного вооружения и дальше, теперь уже несмотря ни на что. И остановить его может только прямой военный удар США. Конечно, только в том случае, если Белый дом на это решится.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать