• суббота, 20 Апреля, 15:21
  • Baku Баку 23°C

Влияние внешних факторов

10 июля 2019 | 11:02
Влияние внешних факторов

ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Последние две недели в зоне карабахского конфликта отметились относительной тишиной. Перемирие нарушалось лишь редкими одиночными выстрелами с армянской стороны, в то время как еще пару недель назад ВС Армении обстреливали позиции ВС Азербайджана по несколько десятков раз в день, применяя при этом не только легкое стрелковое оружие, но и крупнокалиберные пулеметы, а иногда даже гранатометы и минометы. Что, к сожалению, приводило к жертвам не только среди военных, но и мирного населения.
О том, чем вызвано такое затишье, и о перспективах урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта в интервью корреспонденту газеты «Каспiй» рассказала российский эксперт, заместитель директора Института политических исследований Дарья Гревцова.
- Следует отметить, что обе стороны проявляют предельную сдержанность в связи с тем, что переговоры между министрами иностранных дел прошли в конструктивном русле и вроде бы наметились направления по продвижению политического урегулирования конфликта. Основа для урегулирования была разработана еще 10 лет назад. Это Казанская формула, которая предполагает, что Армения передает Азербайджану районы вокруг Нагорного Карабаха, и в обмен на это Ереван получает коридор для связи Карабаха с Арменией, демилитаризацию региона и пограничных районов и, самое главное, экономическую деблокаду.
- Однако есть очень много нюансов, которые должны быть урегулированы…
- За этими нюансами стоит главная проблема - официальный Ереван побаивается взять на себя ответственность за уступки в рамках компромисса, которые неизбежны для продвижения вперед. Поскольку уступки будут встречены, по всей видимости, жестко негативно всей ультранационалистической частью общества, то руководство Армении боится, что против него начнут мощную политическую кампанию, либо против него будут даже попытки покушения с использованием методов насилия. Такой страх есть, но, видимо, внутренние переговоры прошли достаточно успешно, и для того, чтобы не испортить ситуацию, в качестве укрепления мер доверия с обеих сторон происходит более тщательный контроль за действиями военных подразделений.
- Как, по-вашему, соблюдение армянской стороной режима прекращения огня - результат давления внешних сил или тут сказался внутренний фактор?
- Думаю, и то, и другое. Москва подталкивает Ереван к компромиссу, потому что тот перегружает ее просьбами об экономическом содействии. Армения терпит большой ущерб от экономической блокады. Но это дело поправимо, если только Ереван примет условия, которое были разработаны при посредничестве Москвы. Россия бы очень хотела, чтобы экономически Армения встала на свои ноги и перестала просить поддержки.
С другой стороны, армянское руководство во главе с Николом Пашиняном пытается дистанцироваться от РФ и больше дружить с Западом. Но для того, чтобы дистанцироваться от России, надо меньше от нее зависеть. Кроме того, для этого нужно устранить угрозу войны с Азербайджаном. Еще один фактор заключается в том, что Пашинян, утвердив свою власть, на все руководящие посты назначил своих ставленников, мало того, пользуется большинством в парламенте. Ему осталось назначить своих людей в Нагорном Карабахе, и тогда он окончательно узурпирует власть.
- Как вы считаете, откажется ли Ереван от бредовой идеи по привлечению сепаратистской «НКР» в качестве третьей стороны в переговорах?
- Скорее всего, именно под внешним давлением руководство Армении отказалось от идеи перевода переговорного процесса от двустороннего в трехсторонний формат. Это произошло и потому, что официальный Баку жестко заявил о том, что никогда не допустит трехстороннего несбалансированного формата, но допускает любой формат, который устроит Армению и Азербайджан. Не исключен и четырехсторонний формат, когда наряду с Баку и Ереваном в переговорах также будут участвовать две общины Нагорного Карабаха, как азербайджанская, так и армянская. Согласно всем нормам международного права, люди, которые были насильственно изгнаны со своей территории, не должны лишаться политических прав по определению судьбы территорий, которые для них являются родиной. Из этого следует, что права азербайджанской общины Нагорного Карабаха не должны ущемляться. Думаю, представители МГ ОБСЕ все это объяснили армянскому руководству.
- Следует ли в скором времени ожидать определенных позитивных подвижек в процессе урегулирования карабахского конфликта?
- Процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта во многом зависит от внутриполитической ситуации в Армении. Там постоянно происходят политические кризисы и идет политическая борьба, которая не позволяет официальному Еревану принимать самостоятельные решения о компромиссах и уступках и подписании некоего промежуточного мирного договора. Надо понимать, что чем тверже власть в Армении, тем больше шансов для политического урегулирования конфликта. И поскольку власть Пашиняна постепенно укрепляется, то вероятность урегулирования увеличивается. При этом абсолютно неважно, кто является премьер-министром в Армении - Никол Пашинян или его политические противники. Суть заключается в том, что чем крепче власть, тем больше у нее возможности пойти на политический компромисс.
Есть еще один нюанс: больше к политическому компромиссу готовы те, кто сам лично не участвовал в боевых действиях в Карабахе. Поскольку команда Сержа Саргсяна и Роберта Кочаряна участвовала в военных действиях, а команда Пашиняна нет, соответственно у него возможностей продвигаться по пути политического урегулирования больше, нежели у его оппонентов.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать