• пятница, 19 Апреля, 05:20
  • Baku Баку 18°C

Выгодная поддержка

22 апреля 2014 | 12:39
Выгодная поддержка

Недавно в прессе прошло сообщение о том, что Болгария демонтировала уже проложенные на ее территории трубы российского газопровода «Южный поток», тем самым отказавшись от его реализации. О том, с чем связано подобное поведение официальной Софии, позиции Турции, планах Азербайджана и Ирана в интервью газете «Каспiй» рассказал руководитель Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан:
- С чем, по-вашему, связан отказ Болгарии от газопровода «Южный поток»?
- Дело в том, что Болгария, как член ЕС, воспринимает общую концепцию энергобезопасности в рамках тех политических игр, что приняты в данной организации. До этого София планировала играть свою игру с «Газпромом». Во избежание осложнившихся отношений между ЕС и РФ, Болгария намеревалась оформить такой документ, касающийся газопровода «Южный поток», который не подпадал бы под юрисдикцию ЕС. То есть, болгары хотели принять закон, разделяющий газопроводы, проходящие по суши и под водой. Но ЕС предупредил официальную Софию, что если та не будет совмещать свою энергетическую политику с Брюсселем, то не получит предусмотренные льготы и кредиты от нее. А ухудшение отношений между ЕС и Россией из-за украинских событий вынудило Болгарию пересмотреть свое отношение к газопроводу «Южный поток». Поэтому болгары пошли на демонтаж уже проложенных труб.
Что знаменательно, за день до демонтажа трубопровода проходила встреча в правительстве Болгарии с министром энергетики Азербайджана Натиком Алиевым. Официальной информации о подробностях данной встречи нет. Но по сообщениям некоторых иностранных СМИ, в 2015 году София начинает строительство интерконнектора Болгария-Греция, по которому сможет импортировать азербайджанский газ. То есть болгары уже однозначно посылают сигналы о том, что если раньше они всецело полагались на российский газ, то сейчас в этом не нуждаются. Ведь у них на горизонте появляется альтернатива в «лице» азербайджанского газа. Причем эта альтернатива для Болгарии более реальна, чем для других стран. Дело в том, что для снабжения газом этой страны нет нужды ожидать начала реализации проекта «Шахдениз-2». Принимая во внимание наличие между Турцией и Грецией магистрального газопровода и при условии, что в 2015 году болгары смогут построить интерконнектор протяженностью 200 км. от Греции, то ГНКАР сможет поставлять в Болгарию собственный газ. Азербайджан в состоянии поставлять в Болгарию газ объемом от 1 млрд. кубометров и выше.
- Буквально на следующий день после отказа Болгарии от проекта «Южный поток» власти Турции обратились к России с предложением о прокладке этого газопровода по турецкой территории. Как вы оцениваете этот шаг Анкары?
- В турецких СМИ по этому поводу уже появились статьи, где высказывается идея о долгожданном претворении в жизнь плана по превращению Турции в энергетический хаб в связи с реализацией «Южного потока» на ее территории. Однако турецкие журналисты и аналитики правы только в одном - воспользовавшись отказом Болгарии, Анкара может предложить свою территорию для прокладки газопровода. Если посмотреть на карту, то сразу бросается в глаза выгодное положение Турции, благодаря которому она может транспортировать газ не только в Грецию, но и в другие страны Европы. Но на повестку дня сейчас выходит другой вопрос: если санкции ЕС против России будут ужесточены и коснутся газа, тогда российский газ не сможет быть транспортирован дальше Турции, в крайнем случае, Греции, где застрянет. То есть, ради двух стран не стоит строить «Южный поток» стоимостью порядка 16 млрд. евро. Этот газопровод просто не окупит себя.
В реальности дело в другом. Турция, сделавшая такое предложение России в сложные для нее времена ужесточающихся санкций со стороны Запада, будет выглядеть в глазах Кремля в качестве надежного друга. Тем самым Анкара может надеяться на хорошую скидку в цене на российский газ. Учитывая размеры турецко-российского товарооборота - 35-40 млрд. долларов, политики и СМИ Турции ведут себя очень умно и умело в сложной геополитической игре. Тем более, что турки, наверняка осознавая всю мифичность проекта «Южный поток» в нынешних условиях, тем не менее хотят выглядеть в глазах Кремля верным другом, оказавшем помощь в трудную минуту.
- Как украинский кризис отразился на возможностях Азербайджана по транспортировке газа в Европу?
- Еще в сентябре прошлого года Азербайджан подписал коммерческие соглашения с 9 европейскими компаниями, работающими на итальянском, болгарском и греческом рынках. Это фактически вся Южная Европа. Согласно этим документам, 80% всех поставок газа направлено в одну из самых развитых европейских стран - Италию. Именно от этих кампаний поступили самые выгодные предложения по покупке нашего газа, который будет использован для выработки электроэнергии. Контракты были заключены на 25 лет - до 2044 года. На основе этих предложений Азербайджан выбрал маршрут Трансадриатического трубопровода.
Позже, в декабре прошлого года, Баку санкционировал проект «Шахдениз-2». Спустя всего лишь четыре месяца консорциум подписал уже 10 подрядных контрактов. А в мае текущего года начинается практическая реализация проекта «Шахдениз-2», то есть будет дан старт строительным работам.
Азербайджану теперь необходимо круглосуточно работать, чтобы через четыре года добыть первый газ в рамках вышеназванного проекта, а в 2019 году газ с этого проекта доставить европейскому потребителю. В итоге, Азербайджан доставит в Европу только 10 млрд. кубометров газа. Больше этого в рамках проектов «Шахдениз» Баку нечего предложить Европе. Фактически этот проект станет лишь первой ласточкой в деле доставки каспийского газа на рынки Европы. Для этого придется проложить 3500 км. труб - совершенно новую магистраль. Хочу отметить, что проект Набукко имел почти равную протяженность - 3300 км. и, несмотря на столь мощную поддержку в лице США и ЕС, за 10 лет так и не сдвинулся с места, не найдя необходимого количества газа и финансов для своего осуществления. А в новом проекте Азербайджан смог найти и газ, и финансы для его реализации.
В дальнейшем необходимо будет расширять возможности газопровода, увеличивая его пропускную способность. В частности, подключить к этому проекту государства богатые газом и расположенные на другом берегу Каспия: Туркменистан, Казахстан, Узбекистан. Тут уже Азербайджан выступит в роли транзитной страны, а продавец и покупатель будут сами договариваться.
- В последнее время в связи с некоторым ослаблением экономических санкций против Ирана, визитом Президента Азербайджана Ильхама Алиева в эту страну, стали все больше говорить о возможности подключения Тегерана к региональным газотранспортным проектам. Насколько высока вероятность этого?
- Дело в том, что тут сама пресса не совсем поняла сути вопроса, потому и появились подобные слухи. На самом деле иранская сторона заявила о своем намерении вести геологическую разведку в собственном секторе Каспия, где весьма велика вероятность обнаружения крупных газовых месторождений. В случае же обнаружения данных месторождений лишена всякого смысла транспортировка газа на берег, где придется строить для него газохранилища, а затем транспортировать в Турцию и далее в Европу. Все это обойдется дорого. В таком случае иранская сторона предполагает, что эффективнее было бы посредством подводных трубопроводов прямо с месторождений газ закачивать в Транскаспийский газопровод, который планируется в будущем построить, или же в газопроводы, идущие с азербайджанских месторождений на берег. Затем переправлять иранский газ в Азербайджан и по уже готовой инфраструктуре доставлять его в Европу.
Тем не менее, все эти рассуждения иранской стороны из области фантастики. Дело в том, что вначале Ирану следует определиться с собственным сектором, так как эта страна претендует на 20% Каспия. Для этого Тегерану вначале необходимо договориться с Азербайджаном и Туркменистаном о разделе дна Каспия. То есть, сделать то, что уже сделали более 10 лет назад Азербайджан, Россия и Казахстан. Только после заключения межправительственных соглашений Ирану можно будет приступить к геологоразведке своего сектора. Это, безусловно, будет очень нелегко сделать. Самостоятельно Тегерану не справиться, так как иранский сектор самый глубоководный на всем Каспии. Иран ни сейчас, ни через 20 лет не будет обладать теми сложными технологиями, необходимыми для разведки и добычи газа из глубокозалегающих пластов - порядка 7-8 тысяч метров под водой. Только для разведки понадобятся плавучие буровые платформы шестого поколения. Одна такая платформа сегодня обходится в миллиард долларов. Это самые современные технологии, что для Ирана сейчас недоступны. Такие платформы никто для Тегерана не будет строить, и нарушать тем самым санкции. А у самого Ирана отсутствует необходимая инфраструктура для строительства подобных платформ. Даже в России судостроительные верфи не в состоянии реализовать такие масштабные проекты. Они могут позволить себе лишь строительство СПБУ (самоподъемную буровую установку). На Каспии такое под силу только Баку.
Лишь только после полного снятия санкций Иран сможет получить такие установки от западных компаний. А это возможно только в том случае, если Иран выполнит все требования международного сообщества в рамках собственной ядерной программы. Но на это уйдет много времени. Только после этого Иран сможет быть привлечен к совместным проектам по разработкам каспийских месторождений газа всех прикаспийских государств. Но это уже долгосрочные перспективы. А для их реализации должна поменяться вся геополитика региона.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать