• вторник, 16 Апреля, 18:17
  • Baku Баку 18°C

Попытки деэскалации

28 мая 2019 | 17:19
Попытки деэскалации

РЕГИОН
Судя по всему, Иран на фоне американской угрозы всерьез озаботился созданием вокруг себя своеобразного пояса безопасности. Параллельно обмену воинственными заявлениями с Соединенными Штатами правительство южан, как можно понять из последних дипломатических визитов на Ближнем Востоке, изыскивает возможности к деэскалации.
Так, в конце минувшей недели с рабочей поездкой в Омане находился замминистра иностранных дел Ирана Аббас Аракчи, а в те же часы в Багдаде находился его непосредственный шеф Мохаммад Джавад Зариф.
Ровные отношения
Надо сказать, что с многими, в том числе, указанными арабскими странами, Иран, в отличие от трех нынешних «законодателей мод» в арабском мире (Египет, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты), сохранил в целом ровные отношения. По всей видимости, этот фактор Тегеран пытается использовать в двух главных целях - не допустить формирования против него широкой арабской коалиции в регионе и наладить непрямой канал коммуникации с нынешней американской администрацией.
Например, глава иранского МИД Джавад Зариф предложил государствам Персидского залива подписать пакт о ненападении. По его словам, мирная инициатива Тегерана направлена на снижение напряженности в регионе. То есть Исламская республика пытается расстроить планы Вашингтона, который хочет втянуть в противостояние другие страны Персидского залива. Возможно, предложение иранских властей получит поддержку ряда государств региона, в том числе Ирака и Катара.
Со своей инициативой Зариф выступил 25 мая на встрече с иракским коллегой Мухаммедом Али аль-Хакимом в Багдаде. Комментируя свое предложение, глава дипведомства Исламской Республики подчеркнул, что Тегеран нацелен на улучшение отношений со своими соседями по Заливу и готов рассмотреть предложения по снижению напряженности в регионе.
Всем, конечно, понятно, что напряженность в Персидском заливе стала нарастать после того, как в начале мая Соединенные Штаты усилили санкционное давление на Иран и отправили к берегам республики авианосную группу. Тогда Вашингтон обвинил Тегеран в подготовке неких агрессивных действий против американских военнослужащих.
А уже 12 мая неподалеку от порта Фуджейра в территориальных водах ОАЭ неизвестные совершили диверсионную атаку против нефтеналивных танкеров, среди которых было два саудовских судна. США тут же возложили ответственность за диверсию на Иран.
В связи с этим инцидентом, а также совершенной 14 мая атакой йеменских повстанцев-хуситов на нефтепровод в Саудовской Аравии король этой страны Салман бен Абдель-Азиз Аль Сауд принял решение созвать экстренный саммит лидеров арабских стран в Мекке в конце мая. Саудовский МИД подчеркнул, что представители Лиги арабских государств и Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива обсудят на этой конференции ситуацию, сложившуюся вокруг Ирана, и призвал не позволять Тегерану «сеять разрушение и хаос во всем мире».
Консолидированный подход
Вот этот момент и можно считать попыткой консолидации местных региональных антииранских сил с целью создания некой коалиции, которая в случае чего поддержит атаку Америки на Иран, и понятно, что южан такой расклад никак устроить не может. Вот и предпринимает он дипломатические усилия по нахождению общего языка с соседями, пока еще не поздно.
В сложившейся обстановке заявление Джавада Зарифа о намерении подписать договор о ненападении с соседями свидетельствует о том, что в Иране существует ясное понимание того, чего хотят американцы от стран Персидского залива.
Поэтому Иран демонстрирует свою приверженность миру и добрососедству.
В этой ситуации уместно также предположить, что США не собираются сами воевать с Ираном, а хотят сделать это руками арабских стран. А Тегеран принимает во внимание такую вероятность и всячески противостоит ей.
Во время переговоров в Багдаде 26 мая глава МИД Ирака Мохаммед Али аль-Хаким формально не выразил желания присоединиться к пакту о ненападении, предложенному иранским коллегой. Однако подчеркнул, что государство выступает «против односторонних действий, предпринятых США», и «экономической блокады» Ирана. Аль-Хаким заявил также, что иракцы готовы «выступить посредниками».
Хотя Ирак наиболее вероятный кандидат на присоединение к предлагаемому Ираном пакту. Власти этой преимущественно шиитской страны придерживаются стратегии тесного партнерства с Тегераном, сохраняя при этом дружеские отношения и с Вашингтоном. Багдад менее всего заинтересован в американо-иранском противостоянии и мог бы поддержать инициативы, направленные на деэскалацию обстановки в регионе.
Другой перспективный кандидат - Катар. С лета 2017 года эта небольшая, но богатая газом монархия Персидского залива вошла в состояние затяжного противостояния с Саудовской Аравией и ОАЭ, одновременно сблизившись с Ираном и Турцией. Катар критикует антииранские санкции. Недавно с целью «снизить напряженность между Ираном и США» Тегеран посетил министр иностранных дел Катара.
Третья страна, которая может поддержать миротворческую инициативу Ирана, - Оман. Султанат поддерживает тесные экономические связи с Ираном, в том числе в сфере энергетики, но и сохраняет членство в Совете сотрудничества арабских государств Персидского залива и развивает контакты с Саудовской Аравией и ОАЭ.
Одним словом, остается только ждать, увенчаются ли успехом попытки ИРИ избежать опасной войны.
Рауф ОРУДЖЕВ
banner

Советуем почитать