• вторник, 19 Марта, 12:39
  • Baku Баку 8°C

Создатель мифов

21 мая 2019 | 14:05
Создатель мифов

СИТУАЦИЯ
Не за горами, думается, время, когда мировая пресса создаст миф о том, что американцы стали жертвой агрессии Ирана. Во всяком случае, президент США Дональд Трамп обратился накануне к официальному Тегерану с призывом не угрожать его стране и даже предостерег, что если Иран начнет военные действия, то это станет «официальным концом» этого государства.
Правда, он не объяснил, как это выглядит, словно не по его приказу авианосец «Авраам Линкольн» плавает в Персидском заливе с «томагавками» на борту. А теперь вот предлагает руководству Ирана сесть за стол переговоров, несмотря на то, что сам же продолжает душить целую страну все более и более масштабными санкциями.
Взаимные угрозы
Как известно, пару недель назад власти Ирана направили странам-участникам «ядерного соглашения» (Великобритании, Франции, Германии, Китаю и России) письма, уведомляющие о приостановке им выполнения части обязательств, возложив на американцев ответственность за то, что решили снять с себя часть обязательств по двум пунктам ядерной сделки, из которой ранее вышли США. В частности они отказались от соблюдения ограничений, касающихся хранения запасов обогащенного урана и тяжелой воды, приостановив их продажу на 60 дней.
Очевидно, что решение Ирана выйти из сделки лишь частично говорит о том, что Тегеран хочет сохранить пространство для переговоров и не желает идти на конфронтацию с США. В ответ на это Вашингтон пригрозил активным наращиванием военной силы в акватории Залива, заявив о намерении направить туда еще больше кораблей, а затем Трамп тут же заявил, что не собирается начинать военные действия против Ирана и сделает все, чтобы избежать возможного конфликта.
Однако любопытно, что задолго до приостановки Тегераном выполнения части обязательств по ядерной программе Джон Болтон в стенах ЦРУ провел совещание по иранскому вопросу с участием высших должностных лиц из числа сотрудников разведки, дипломатов и военачальников. Как сообщил телеканал NBC News со ссылкой на источники, участники встречи заявили, что говорили не о данных разведслужб, на основании которых США направили на Ближний Восток группу авианосцев и бомбардировщики, однако раскрыть темы, которые обсуждались на совещании, они отказались.
Примечательно, что обычно такие совещания проводятся в конференц-зале в Белом доме, а не в штаб-квартире ЦРУ. Буквально вслед за этим были введены новые санкции против Ирана.
Злобные и неуступчивые
Кстати, Джон Болтон, занявший должность советника президента США по вопросам национальной безопасности чуть более года назад, сразу же начал появляться в эфире телеканалов с агрессивными публичными заявлениями и защитой больше собственной позиции по этим вопросам, нежели точки зрения Белого дома. Хотя по традиции эта должность в достаточной мере закулисная. В частности в июне прошлого года он разозлил руководство Северной Кореи, предложив ему следовать «ливийской модели» ядерного разоружения. Как сообщил журнал Politico, дело дошло до того, что Трамп был вынужден заявить, что ему приходится прилагать усилия, чтобы охладить пыл своего помощника по национальной безопасности. Американский лидер отметил, что у Болтона весьма жесткая позиция по ряду вопросов. «У меня есть сотрудники, которые более миролюбивы, чем Болтон, но мне нравится Джон», - подчеркнул президент.
Не менее ястребиная позиция и у госсекретаря Майкла Помпео, хотя американская пресса упорно говорит о противостоянии Болтона и Помпео. Скорее всего, это связано с тем, что журналисты упрощенно интерпретирует процессы, которые происходят в администрации Трампа.
Противостоять друг другу могут только чиновники, имеющие сопоставимые возможности. Но в данном случае ситуация совершенно иная. Помпео - глава огромной структуры, прямо отвечающей за внешнюю политику страны. Болтон же всего лишь советник президента, и его аппаратный вес невелик в силу его должности. Кроме того, у него нет сильной персональной команды. Поэтому влияние Помпео несоизмеримо выше, чем у Болтона.
Однако создается впечатление, что эти два чиновника подталкивают главу государства к каким-либо решениям, а не он их использует для продвижения своего внешнеполитического курса, в том числе в отношении Ирана.
Что делать дальше?
Проблема, думается, заключается в том, что Трамп, будучи бизнесменом до мозга костей, а не политиком, старается получить для своей страны в первую очередь экономические преференции и таким образом усилить ее экономическую мощь. Для этого он прибегает к разным формам давления, но при всем этом сам не имеет четкой продуманной стратегии в отношении Ирана, и в этих условиях Помпео и Болтон, которые являются членами не только команды Трампа, но и неоконсервативного крыла американского истеблишмента, имеющего крайне жесткий рецепт выхода из иранского тупика, начинают играть более значительную роль, чем им отвел президент.
После того как Вашингтон в 2018 году вышел из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по ядерной программе Тегерана, отношения США и Ирана резко обострились. Трамп явно не просчитал последствий такого шага и в результате оказался в положении, когда непонятно, что делать дальше. Сохранять и усиливать санкции? Но они не дадут, по крайней мере, быстрого эффекта. Выбрать силовое решение? Но оно чревато затяжной войной на Ближнем Востоке с неизвестными последствиями.
Поэтому не исключено, что американский президент избавится от Помпео и Болтона. У Трампа достаточно претензий к госсекретарю и советнику по нац­безопасности. Возможно, Помпео и Болтон до сих пор не отправлены в отставку только потому, что у президента пока нет кандидатов на замену. Однако это вовсе не значит, что они не могут найтись.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать