• пятница, 19 Апреля, 03:56
  • Baku Баку 18°C

От древности до ультрасовременности

17 мая 2019 | 16:22
От древности до ультрасовременности

НАУКА
Для археологов всего мира, в том числе и для наших, наступает горячая пора. Весенне-летний период для них - время особое, когда по всей стране стартуют экспедиции, по результатам которых библиотеки заполняются новыми изданиями. Одно из них - научно-исследовательская работа «Древняя земледельческая культура Нахчывана (VI-I тыс. до н.э.)» ведущего научного сотрудника Института археологии и этнографии (ИАЭ) НАНА, доктора философии по истории доцента Музаффара Гусейнова.
Этот труд - первое серьезное обобщение древней земледельческой культуры Нахчывана, основанное на археологических исследованиях. В нем впервые орудия труда, используемые древними нахчыванскими племенами, разделены на группы и подгруппы, и определена хронологическая последовательность.
Железо, керамика, бронза
Монография состоит из четырех глав. Первая посвящена истории изучения памятников древней сельскохозяйственной культуры в Нахчыване и природно-географическим условиям региона. Вторая глава рассказывает о среде обитания древних племен Нахчывана, начиная с эпохи позднего неолита-позднего халколита и до раннего железного века. Тема особенностей земледельческой культуры региона освещена в третьей главе. А в четвертой экономические и культурные связи древних племен Нахчывана проанализированы в контексте последних исследований.
Научным редактором издания является член-корреспондент НАНА Вели Алиев, научными рецензентами - доктор исторических наук профессор Гудрат Исмаилзаде и доктор философии по истории Сафар Ашуров.
Не менее интересна еще одна монография - «Древняя металлургия и обработка металла в Азербайджане» заведующего сектором археологических технологий ИАЭ доцента Бахтияра Джалилова. Как видно из названия, работа посвящена мастерству обработки металла в нашей стране, изучению этапов развития древней металлургии и ее производству. В книге представлен широкий спектр типологических классификаций раннего металлургического сырья, формирования среды использования металлов, характерных особенностей этапов развития на основе полученных результатов археологических исследований в Азербайджане.
Издание также состоит из четырех глав. Первая посвящена изучению истории и историографии древней металлургии и обработки металла, вторая - сырью древней металлургии и горному делу, третья - этапам создания и развития металлургического и металлообрабатывающего искусства в Азербайджане в эпоху энеолита, ранней и средней бронзы.
Кроме того, в новой исследовательской работе проанализированы технические методы производства металлических изделий, типологическая классификация металлических предметов, оружия, инструментов, ювелирных и бронзовых изделий в контексте металлургического искусства.
К слову, эпохе бронзы и раннего железа посвящена еще одна исследовательская работа - об археологических памятниках названного периода, расположенных в Ордубадском районе.
Автор монографии - ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографии НАНА, участник местных и международных археологических экспедиций (Азербайджан-Франция, Азербайджан-США) доктор философии по истории Эльвин Алиев.
В книге проанализированы все памятники и археологические материалы, полученные и зарегистрированные на территории как стационарных раскопок, так и полевых. Кроме того, исследованы поселения бронзового и раннего железного века, материально-культурные образцы, найденные на территории археологических памятников, проведены группировки, аналогии и сравнения, исследовано их происхождение и хронологический анализ. Работа содержит обширную информацию об археологических памятниках бронзового и раннего железного века - поселениях, могильных памятниках и наскальных рисунках, а также - классификацию археологических материалов - орудий труда, керамики, оружия и декоративных предметов.
От Южного Кавказа до Верхней Месопотамии
Издание монографий - только часть большого и поистине титанического труда наших ученых-археологов, которые неустанно продолжают работы по всему периметру обозначенных территорий. Так, интенсивно копает на территории памятника Гызылтепе Имишлинская археологическая экспедиция под руководством ведущего научного сотрудника ИАЭ НАНА доцента Микаила Мустафаева.
В результате исследований выяснилось, что памятник Гызылтепе является оборонительной и серьезно охраняемой крепостью, состоящей из двух частей и охватывающей территорию более
5 гектаров и высотой 17 метров. С нее можно наблюдать окрестные территории. По словам М.Мустафаева, уникальность этого места в том, что крепость полностью окружена водоемом, рядом с которым был обнаружен слой стены шириной 55 см, а параллельно западной стороне стены - еще одна, из сырого кирпича, а также хорошо сохранившаяся печь (тендир). «Хотя образцы материальной культуры, найденные на первом этапе раскопок, показывают, что памятник по времени относится к Средневековью, хотел бы отметить, что были обнаружены и материалы, относящиеся к периоду железа, т.е. I тысячелетию до нашей эры», - пояснил руководитель экспедиции.
Бесценные артефакты позволяют отслеживать духовную культуру азербайджанского народа, ведь территория Южного Кавказа занимает исключительное место в кавказской археологии, так как располагается между степями Евразии и ближневосточным миром.
Человеческая цивилизация начиналась здесь, на Южном Кавказе. Первый человек, неандерталец, челюсть которого нашли в Азыхской пещере (Гадрутский район), жил здесь почти два миллиона лет назад. В 1960 году фрагмент челюсти (как и другие фрагменты древней стоянки человека) обнаружил наш ученый Мамедали Гусейнов, проводивший раскопки в том районе. А сосуд халафского происхождения, найденный в Нахчыване, в Кюльтапе-1, датированный периодом начала 6 тысячелетия до н.э.?
Как он там очутился? Безусловно, это свидетельствует о контактах между Южным Кавказом и Верхней Месопотамией. В течение следующих тысячелетий было обнаружено дальнейшее сходство с памятниками Северной Месопотамии, с одной стороны, и погребальными обрядами майкопской культуры северо-западного Кавказа - с другой. Однако прослеживания контактов само по себе еще недостаточно для создания некой модели смены культур для эпохи халколита Южного Кавказа, так как их прототипы - как в Северной Месопотамии, так и на Северном Кавказе - были еще до недавнего времени изучены слабо, оставаясь тем не менее в центре научных дебатов.
Как рассказала корреспонденту газеты «Каспiй» директор Института археологии и этнографии НАНА доктор исторических наук Маиса Рагимова, только благодаря новым данным, а также результатам методов абсолютного датирования можно попытаться реконструировать культурные процессы, происходящие в вышеупомянутых регионах. Таким образом, исследования, проведенные в течение прошлых десятилетий в Азербайджане, позволили установить, что восточный регион Южного Кавказа, то есть Азербайджан, являлся дискретной зоной, где с 5 по 4 тысячелетие до н.э. происходил уникальный культурный процесс, выражающийся в смене культурных ориентаций и взаимодействии с соседними областями.
Доисторический Абшерон
Одним из очагов освоения человеком в глубокой древности стал Абшерон. До последнего времени ранняя хронология освоения полуострова оставалась в пределах III тыс. до н.э., а в начале XX века на Абшероне были найдены отдельные каменные орудия палеолита, не привлекшие тогда внимания ученых. В результате работ последних лет на территории нефтепромыслов Сураханы была выявлена верхнепалеолитическая стоянка (а это 18-16 тыс. до н.э.). Здесь были обнаружены материалы, состоящие из кремниевых и обсидиановых орудий, позволившие пересмотреть устоявшееся в прошлом мнение о том, что Абшерон был заселен лишь в эпоху ранней бронзы. В пользу этой версии говорят новые памятники периода палеолита, обнаруженные на полуострове в начале года.
Долгое время вопрос наличия древних поселений на Абшероне оставался спорным в связи с небольшим количеством находок периода палеолита и отсутствием в этом регионе поселений данного периода. Об этом заявил руководитель Абшеронской археологической экспедиции, доктор философии по истории Идрис Алиев. По словам ученого, в 2003 году на западе поселка Ени Сураханы были обнаружены материалы периода верхнего палеолита (древнего каменного века). Однако из-за небольшого количества обнаруженных материалов и в результате последующих сельскохозяйственных работ было невозможно ставить вопрос об антропогенезе палеолита на Абшероне. «Но в конце прошлого года во время раскопок на участке Гырмеки, между поселками Балаханы и Мухаммади, удалось обнаружить многочисленные орудия труда каменного века. Поскольку образцы были обнаружены на большой территории, не исключено, что здесь находилось древнее поселение. Кроме того, палеогеография Абшерона не противоречит топографии расположения памятника», - резюмировал ученый.
Специалисты провели сравнительный анализ материалов и, по предварительным оценкам, предметы относятся к среднему палеолиту, а древние палеонтологические материалы, обнаруженные в геологических отложениях, свидетельствуют, что в регионе была богатая фауна. Более тщательное исследование районов вокруг поселений Бинагади и Балаханы, продолжил далее руководитель экспедиции, позволит изучить проблему расселения в регионе. Ведь Абшеронский полуостров является территорией, где обитал древний человек, а об остатках костров доисторического человека свидетельствуют небольшие скопления древесного угля, обнаруженные в Бинагади.
В 1936 году у берега Зыхского озера в 10 км от Баку было найдено кремневое ядро, похожее на орудие палеолитического человека, а в районе между Биби-эйбатом и Баилом археолог Г.Асланов обнаружил наскальные изображения быков, похожие на гобустанские. Наскальные рисунки были выявлены и в Мардакяне, Шувеляне, Зиря, Сураханы, Рамана, Гала (изображения пляшущих людей - первый памятник на Абшероне, относящийся к переходному периоду от каменного века к началу бронзы), и у начала дамбы, соединяющей материк с островом Пираллахи (изображения безоаровых козлов, датируемые II и началом I тысячелетия до н.э.).
А такие находки, как глиняная статуэтка, найденная в Ичери шехер, I тыс. до н.э., кувшин III-I вв. до н.э., найденный во время археологических раскопок во дворе Дворца Ширваншахов, фрагменты керамической посуды IV-I вв. до н.э. и I вв. н.э., железное навершие стрелы, найденные на территории мечети Мухаммеда, женская глиняная статуэтка эпохи железа, античные базы колонн из Ичери шехер, позволяют датировать старую Бакинскую крепость как город античного периода.
Вопрос же о времени возникновения Баку как населенного пункта и города до сих пор не уточнен из-за слабой изученности его в археологическом отношении. Считается, что людей в эти места привлекало наличие в прибакинских недрах нефти и соли, а также выгодное местоположение на морском побережье с прекрасной естественной гаванью.
Галия АЛИЕВА
banner

Советуем почитать