• четверг, 28 Марта, 16:23
  • Baku Баку 16°C

На пике противостояния

17 мая 2019 | 14:52
На пике противостояния

ВЗГЛЯД
Недавно Пашинян на своей странице в соцсетях написал, что СМИ часто сообщают, как некоторые пытаются превратить Нагорный Карабах в очаг контрреволюции. И предрек, что если кто-то попытается сделать Нагорный Карабах центром контрреволюции, то «народ «Арцаха» сделает его центром революции».
В Нагорном Карабахе это заявление Пашиняна объяснили отсутствием системного государственного мышления и преобладанием в его речах революционных лозунгов. Однако, надо понимать, это настоящая угроза, свидетельствующая о том, что в случае чего Пашинян может взорвать ситуацию и в Нагорном Карабахе. И чем ниже будут его авторитет и рейтинг, тем резче, агрессивнее и «революционнее» он станет. «Это обернется величайшим провалом для нашей государственности», - считают армянские аналитики, утверждающие, что абсолютное большинство представителей общественности уже понимает, что сделало неправильный выбор.
Политической повестки с Западом нет
О том, что армянское общество разочаровалось в Пашиняне, говорит и тот факт, что все чаще из уст армянских политологов звучат утверждения о пророссийскости армянского премьера. Например, политтехнолог Армен Бадалян открыто говорит, что Армения проводит пропутинскую внешнюю политику. То есть внешнюю политику ведет конкретно премьер-министр, а министр иностранных дел осуществляет ту, которая ему поручена. Обосновывает свои выкладки Бадалян тем, что Армения хочет доказать президенту России, что за сменой власти в Армении нет внешнего финансирования. «Эта политика будет продолжаться столько, сколько будет у власти Пашинян. Россия, видимо, нашла слабую сторону премьер-министра и заставляет принести клятву верности. Я бы посоветовал не использовать в международных отношениях слово «блестящие», которое употребляется в случае армяно-российских отношений. Этот термин содержит в себе оттенок раболепия», - сказал он.
При этом у Армении нет политической повестки также с США, Китаем, Японией, Индией и ЕС. И это при том, что Армения сама должна быть заинтересована в более тесных отношениях с Соединенными Штатами. Вместо этого Пашинян, нарушая этику, повсеместно критикует США за то, что, будучи демократическим государством, они не реагируют на события в Армении.
Пашинян хочет объять необъятное
Та же самая свистопляска происходит и в переговорном процессе. Бывший специальный советник Госдепартамента США, эксперт по вопросам народов СССР, профессор Вашингтонского института мировой политики Пол Гобл весьма негативно оценивает перспективы сохранения минимального диалога между сторонами. Обосновывает он это тем, что «по двум основным содержательным вопросам урегулирования проблемы: в случае Еревана - праву народов на самоопределение, в случае Баку - в плане совместимости неприкосновенности границ и суверенитета государства - не было никакого прогресса, чтобы выйти из нынешнего круговорота». И предрекает, что могут быть решены лишь некоторые второстепенные вопросы, например, гуманитарные. Поскольку фактически ни у Москвы, ни у другого посредника нет такого предложения, которое удовлетворило бы обе стороны. А «план Лаврова» - это просто термин, это не всеобъемлющая программа и сама по себе не может служить основой для решения проблемы.
Что касается предложения Пашиняна усадить за стол переговоров сепаратистов Нагорного Карабаха, то оно по определению неприемлемо для Баку. Поэтому, заявляя, что без участия Нагорного Карабаха прогресс невозможен, Пашинян все же идет на переговоры. Значит, он что-то не договаривает.
Россия не дружит с «НКР»
Так называемый министр иностранных дел самопровозглашенной «НКР» Масис Маилян посетовал, что депутаты Госдумы РФ «давно не приезжали в республику», последний раз это было в 2012-м, когда здесь проходили так называемые президентские выборы. «Это не очень хорошо воспринимается населением», - признался он в разговоре с журналистами.
Однако он не понимает одногоI: официальная позиция российских властей не позволяет депутатам Госдумы РФ посещать сепаратистское образование и делать там какие-то заявления. Что касается американских конгрессменов, посещающих «НКР», то они принадлежат к армянскому кокусу. Теперь, судя по заявлению Маиляна, сепаратисты работают над тем, чтобы «восстановить традиционно дружественные связи России и Карабаха».
Между тем Маилян отметил, что в июне «НКР» сделает первый шаг к установлению связей с самопровозглашенными Донецкой и Луганской народными республиками (ДНР и ЛНР). И если до того непризнанные государства лишь обменивались поздравительными телеграммами, то 1-9 июня команды ДНР и ЛНР примут участие в футбольном турнире непризнанных государств CONIFA, который планируется провести в Степанакерте (Ханкенди - Ред.). Сепаратисты надеются после этого «турнира» наладить контакты между собой.
Что ж, рыбак рыбака видит издалека. Только вряд ли Россия, являющаяся сопредседателем Минской группы ОБСЕ, разрешит своим марионеткам подобный демарш в отношении Азербайджана.
Очаг контрреволюции
Армянское экспертное сообщество считает, что формулировка о «НКР» как возможном очаге контрреволюции или революции, рожденная в самых важных кабинетах Еревана, поразительна своей опасностью.
Впрочем, Ереван опасается Нагорного Карабаха в плане реставрации «карабахского клана» точно так же, как и сепаратистское образование - экспорта революции из Армении. И если для Пашиняна присутствие Сержа Саргсяна на празднествах 9 Мая ставит под сомнение концепцию «новой Армении», то в «НКР» считают, что сегодняшняя Армения существует благодаря «выигранной старой Арменией войне». Потому Бако Саакян и Аркадий Гукасян ратуют за освобождение Кочаряна, что опять-таки Пашиняном расценено как проявление контрреволюции. Да и форум «Армения-Арцах», организованный «Дашнакцутюн», стал основным фактором «контрреволюционной угрозы». Именно представителей правящей партии Армении в Нагорном Карабахе воспринимали как контрреволюционеров.
Возможно, нынешние армянские власти не уверены в своих силах в плане правильного экономического, государственного управления и желают отвлечь внимание общественности очередным революционным воодушевлением, или же имела место просто демонстрация силы с целью подчеркнуть собственную роль в преддверии политических выборов в Нагорном Карабахе и выдвижения наиболее лояльного к армянским властям кандидата. Однако нельзя исключать и того, что вокруг Нагорного Карабаха есть развития, о которых ереванская власть пока не готова информировать общественность и власти сепаратистского образования, и желает подобным образом обеспечить фон вокруг своего дальнейшего решения.
А еще в Ереване бытует представление, что позиции очень далеки от ереванских кафе и кабинетов и что в случае войны «Полонез» полетит только в направлении Нагорного Карабаха…
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать