• четверг, 25 Апреля, 10:01
  • Baku Баку 14°C

В качестве критерия

16 мая 2019 | 16:46
В качестве критерия

ПОЗИЦИЯ
На сегодня архиважная проблема для Армении - не допустить, чтобы судебный процесс над бывшим президентом страны Робертом Кочаряном превратился во внутриполитическую повестку номер один.
И это возможно, поскольку действующими властями не представлена повестка развития, место пусто, и оно может быть заполнено этим судебным процессом. А впоследствии он может стать внутриполитической повесткой номер один. В таком случае Кочарян станет основным противником действующих властей, то есть «мучеником». И сколько бы действующие власти ни твердили, что вопрос нужно обсуждать только в правовом поле, полностью воздерживаться от политики по вполне объективным причинам не получается.
Что касается команды поддержки Кочаряна, то пока она отличается тем, что наводит шорох в соцсетях и в коридорах суда, привлекая к себе всеобщее внимание.
Чего хочет Москва?
В Москве внимательно следят за всем этим процессом. Тут вопрос даже не в том, что Россия поддерживает какую-либо из сторон или является сторонником какого-то решения, а в том, что Кремль ждет, какие конкретные обвинения будут выдвинуты в отношении этих четырех фигурантов. То есть какие конкретные факты станут предметом судебного разбирательства. И если будут какие-то откровенно предвзятые и тенденциозные подходы, которые приведут к нереальным и нелогичным решениям, то они заранее обречены на негативные отклики и последствия.
Для властей России крайне нежелательно, чтобы все это превратилось в какое-то шоу, показательное мероприятие. Главное же заключается в том, чтобы это не обернулось в геополитические, а также внутриполитические интриги и противостояние. Особенно учитывая, что те, кто находится на скамье подсудимых, через своих адвокатов и коллег захотят привлечь к процессу внешние силы и заручиться их поддержкой.
Нельзя сбрасывать со счетов и вопрос личной дружбы Кочаряна, который в Армении слыл архитектором армяно-российских отношений, и президента РФ Путина. Однако одно дело - слыть, другое - быть. Так как все учредительные документы были подписаны именно при Тер-Петросяне, а никак не при Кочаряне.
Что касается личных отношений, то российская сторона пока ограничилась поздравлением с Новым годом сидящего в тюрьме Кочаряна, а еще открыла Лазаревский клуб в Ереване, который армяне тотчас же заклеймили. Это все потому, что Москва всегда исходит из государственной целесообразности, то есть из интересов собственной страны, не замечая порой змей, пригретых на своей груди. Чего стоят в этой связи рекомендации руководителя центра «Единение» россиянина Смбата Караханяна, проживающего в Москве, о том, что «антироссийская пропаганда - мощное оружие, и это обязательно нужно было использовать».
Однако Кремль не руководствуется понятиями «чужой» и «свой», исходя лишь из собственных государственных интересов. Поэтому порой «свой» быстренько становится чужим. Владимир Путин мог бы работать с Николом Пашиняном, если бы последний обладал малой толикой профессионализма и не «косился» в сторону Запада, держа руку на сердце и видя в ней панацею.
Политизация неизбежна
По мнению армянских экспертов, данный судебный процесс получает ряд политических оттенков как в среде сторонников второго президента, так и со стороны тех, кто придерживается противоположного мнения. Ожидаются довольно активные политические процессы, и сейчас задача, чтобы они полностью не заменили правовые.
Между тем с течением времени это судебное разбирательство может потерять интерес у общества и стать обычным явлением. Например, когда Тер-Петросян уходил в отставку, вместе со своей командой он воспринимался, как маргинал, потом стал очень востребованным. На данный момент его сторонники не имеют сколь-нибудь значимого влияния, однако в дальнейшем все может измениться, и это зависит от проводимой властями политики и повестки развития Армении.
Многие в Армении считают, что сторонники обвиняемого Кочаряна пытаются привести ситуацию к обострению. А дальнейшее развитие зависит от решения сторон или тех, кто продвигает основную точку зрения. А поскольку оправдание событий 1 марта не может стать основой для какой-либо политической силы, то не будет и политических последствий. Так как разговор о событиях 1 марта в позитивном русле или попытка обвинить не власти, а тогдашнюю оппозицию не может стать опорой для какой-либо политической силы. Поэтому в Армении с опаской озираются на Россию - а вдруг она выкинет какой-нибудь фортель?! И она выкинула.
За что Москва корит Кочаряна?
Как пишет газета «Жаманак» со ссылкой на свои источники, несмотря на то, что российская сторона задержала бывшего начальника Службы принудительного исполнения судебных актов Миграна Погосяна, однако Москва не намерена его выдавать. По свидетельству издания, хотя власти России не собираются официально отказывать Армении в экстрадиции, но по возможности будут затягивать ответ, что равнозначно отказу.
Теперь в Армении гадают, какую цену потребует Россия за экстрадицию Погосяна. Ибо здесь проблема не в правоохранительных органах, а в политическом решении. Потому что только в случае политического решения правоохранительные органы РФ могут взять под свою опеку таких лиц, как бывшие министр обороны Микаел Арутюнян и замглавы Следственного комитета Ваагн Арутюнян, который также является бывшим руководителем следствия по делу 1 марта. Оба Арутюняна проходят по делу 1 марта и оба скрылись в России. Однако общественность Армении рассматривает в качестве «критерия» отношений с Россией или «планки» именно это дело, а не Миграна Погосяна.
Кремль и не собирается выдавать Арутюнянов, поскольку они являются гражданами России. В Армении такую постановку вопроса не считают уважительной и видят причину в том, что в деле 1 марта есть реалии, перспективу полного раскрытия которых политическое руководство России рассматривает как рискованную и нежелательную. В ответ Москва, укрывая Арутюнянов, как бы защищает Кочаряна, укоряя его за то, что тот в свое время не скрылся в России.
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать