• вторник, 19 Марта, 11:35
  • Baku Баку 8°C

Иран идет ва-банк

11 мая 2019 | 10:32
Иран идет ва-банк

Президент Ирана Хасан Роухани, выступая на заседании правительства, сказал, что Тегеран временно прекратит продажу обогащенного урана и тяжелой воды, при этом дает странам-участницам СВПД всего два месяца на то, чтобы провести переговоры по условиям ядерной сделки.
По истечении этого срока южане планируют отказаться еще от ряда пунктов переговоров с членами Совбеза ООН. По его словам, это решение основано «на национальных и стратегических интересах», а не на личной заинтересованности, и что «враги Ирана, сторонники жесткой линии Соединенных Штатов с самого начала выступали против соглашения».
Ранее было заявление замглавы внешнеполитического ведомства южан Аббаса Аракчи, согласно которому вся ответственность лежит на заокеанской державе. «…Невзирая на сдержанность, проявленную нами после выхода США из ядерной сделки в мае прошлого года и неспособность остальных участников СВПД выполнить взятые на себя обязательства, у Ирана не осталось выбора, кроме как сократить свои обязательства по СВПД», - заявил он, уточнив, что частичное или полное сокращение некоторых обязательств Ирана и возобновление ряда видов ядерной деятельности, которые были прекращены в связи с СВПД, станут лишь первым (!) шагом в ответ на демарш Вашингтона и отсутствие приверженности европейских стран выполнению своих обещаний.
Первой на подобный выпад отреагировала Франция, преду­предив иранцев, что Евросоюз может вновь ввести санкции против южан. Вслед за этим глава минобороны Франции Флоранс Парли заявила, что Париж поддерживает соглашение.
А накануне глава внешнеполитического ведомства ЕС Фредерика Могерини и министры иностранных дел Франции, Германии и Великобритании выступили с совместным заявлением, в котором говорится, что ядерная сделка с Ираном является «ключевым достижением глобальной организации ядерного нераспространения», которая «отвечает всем интересам безопасности».
При этом европейские державы выразили сожаление по поводу возобновления санкций США и заявили, что они «полны решимости продолжать усилия для законной торговли с Ираном». Такая торговля включает в себя «механизм специального назначения», который, по сути, позволил бы торговлю между иранскими и иностранными компаниями без прямых финансовых операций. Однако этот механизм, известный как Instex, все еще не работает.
Напомним, что 18 мая 2018 года Еврокомиссия запустила официальный процесс блокировки американских санкций в отношении Ирана на территории Евросоюза. Эта мера, направленная на защиту интересов европейских компаний, которые ведут бизнес с Ираном и могут пострадать из-за воздействия американских экстерриториальных санкций.
Но тем не менее, несмотря на то, что никто из участников «сделки» (Россия, Китай, Великобритания, Франция, Германия и Иран) не поддержал выход Вашингтона из СВПД, а напротив, заявили о приверженности ее соблюдению, крупные западные компании еще с весны прошлого года начали уходить из Ирана, опасаясь вторичных санкций США.
Что касается реакции Вашингтона на действия Ирана, то его политика еще больше напоминает закручивание гаек - Трамп уже объявил о расширении санкций в отношении иранской стали, алюминия, железа и меди, предупредив, что «Тегеран может ожидать и дальнейших действий, если не изменит свое поведение кардинально».
Как пояснил ситуацию в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» руководитель клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде, следовало ожидать, что перманентное давление на режим муллократии получит свое развитие:
- То есть дело не ограничится мерами заокеанской державы в отношении южан, о чем свидетельствует крайне вялое сопротивление европейских стран самовольству Вашингтона. Поэтому, возможно, они тоже примкнут к политике давления в отношении Ирана. Сопротивление Старого Света может долго не протянуть, и, как показывает практика, линия Европы дает трещину, а потому правительство Роухани пытается найти какую-то золотую середину, то переходя в наступление, то смягчая свою позицию, пересматривая условия. Это говорит о том, что так или иначе США добиваются поставленной цели, что является объективной реальностью. Правда, они не добились поставленной цели окончательно, однако близки к этому.
Это дает позиционное преимущество заокеанской державе: с одной стороны, видно, что Иран можно принудить к определенным действиям, но также и уломать европейских партнеров. С другой стороны, становится все более очевидным, что война амбиций, которую ведут США (не только с Ираном, но и с Турцией, Венесуэлой и прочими странами), в конечном итоге кончается тем, что верх берет сильнейший. Это и понятно - экономическая мощь США и того же Ирана просто несоизмеримы, и нет ничего удивительного в том, что прочие игроки вынуждены принимать правила, установленные Вашингтоном.
Заявления муллократии о том, что она способна благодаря сплоченности народа и власти противостоять США, все больше выглядят как пустая бравада. Напротив, ужесточение санкций вынуждает власти Ирана к принятию экстренных мер в экономике. Теперь Тегеран, чтобы хоть как-то снизить потери, рассчитывает обойти ограничения на экспорт нефти с помощью «серого» рынка, что способствует занижению стоимости углеводородов, добываемых в этой стране.
Ариф АЛЕКПЕРЛИ
banner

Советуем почитать