• четверг, 28 Марта, 20:28
  • Baku Баку 13°C

О подвиге, о доблести, о славе

08 мая 2019 | 19:23
О подвиге, о доблести, о славе

ПАМЯТЬ
Сегодня, 8 мая в Аллее шехидов в 27-й раз была проведена церемония поминовения, посвященная памяти танкиста, Национального героя Азербайджана Альберта Агарунова. В мероприятии приняли участие члены религиозной общины горских евреев, представители неправительственных организаций, общественные деятели, сослуживцы танкиста, журналисты, друзья и близкие семьи.
Рассказывая о жизненном и боевом пути Агарунова, председатель общины горских евреев Мелих Евдаев отметил, что Альберт всегда хотел видеть Азербайджан свободным и независимым и что сегодняшний успех нашей страны, мир на ее земле, толерантность в обществе раздражают многие государства. «Поэтому, - сказал он, - мы должны постоянно защищать наше государство, ведь еврейский народ жил на этих землях на протяжении веков, не испытывая притеснений на национальной и религиозной почве».
Место силы - Амирджан
Нынешний год для семьи Агаруновых особенно примечателен еще и тем, что самому героическому ее члену, самому младшему братишке (сонбешик) Альберту 25 апреля исполнилось бы 50 лет. Но он навсегда остался в нашей памяти тем застенчивым 23-летним парнишкой из сураханского поселка Амирджан, который делал из армянских танков «еврейский бутерброд», как он любил говорить, самоотверженно сражался с врагом, был беззаветно предан своей родине и погиб как настоящий герой. Именно про таких говорят - пал смертью храбрых.
Но до этого успел повоевать. Да так, что армяне давали солидную награду за его голову, до 5 млн рублей. Фронтовыми дорогами он прошел Ханкенди, Дашалты, Джамилли и закончил свой земной путь в Шуше рано утром 8 мая 1992 года.
Его подвиг за эти 27 лет многократно описан практически во всех азербайджанских и многих израильских СМИ. А для семьи, особенно его старшего брата Рантика, стало традицией каждый год в апреле садиться в самолет, следующий курсом Тель-Авив-Баку и с 25 апреля по 8 мая находиться в их старом отцовском доме (они не стали его продавать, когда уехали в Израиль), где все напоминает о большой некогда и дружной семье Агаруновых, встречаться с соседями, друзьями-товарищами, одноклассниками брата. И вспоминать, вспоминать… Боль ведь никак не утихает даже спустя без малого три десятилетия… И даже не притупляется.
…Семья Агаруновых была многодетной не только для советского периода, но и по нынешним, современным меркам: десять детей - восемь сыновей, две дочери. Альберт был самым младшим. «Когда он родился, - вспоминает Рантик, - мне было 5 лет, и самого факта появления у нас дома младенца по имени Альберт не помню, вспоминается уже более поздний период - мне 7 лет, я уже пошел в первый класс, ему годика два. Ни в какой детский сад он, конечно, не ходил, как и остальные дети - мама была домохозяйкой, сама и воспитывала нас, работал только отец, он был нефтяником. Мы жили в просторной пятикомнатной квартире в поселке Амирджан, что в Сураханском районе, все учились в одной школе - №154, которая сейчас носит имя брата».
В детстве Альберт был разным - и тихим, спокойным, и драчливым, когда надо было отстоять только им ведомые мальчишеские принципы: стенка на стенку, улица на улицу, махалля на махалля. Но Рантик всегда защищал его, все-таки он был самый маленький, хотя когда вырос, стал самым высоким в семье, выше
1м 80 см. Да и драки у сураханских пацанов были не смертельные, все-таки Амирджан - очень интернациональное место, здесь в дружбе и согласии жили азербайджанцы, татары, русские, лезгины, рядом находился поселок, который назывался Армянский - там компактно проживали армяне. Став подростком, Альберт превратился в романтичного, застенчивого парня, музыку любил, окончил музыкальную школу по классу трубы. После восьмилетки и ПТУ (выучился на тракториста-водителя и автослесаря) армию отслужил в грузинском Ахалкалаки, затем пришел на Сураханский машиностроительный завод им.Дзержинского, откуда и ушел на войну.
Шехидом стать - большая честь
Пока воевал, семья готовила документы на выезд в Израиль: были уверены, что конфликт не затянется надолго, и в конце мая Рантик с женой и ребенком, а также Альберт уже должны были покинуть Азербайджан. Но ему не суждено было увидеть Землю Обетованную, а семье брата в связи с трагическими событиями пришлось задержаться здесь еще на три года - в Израиль уехали только в 1995-м.
С фронта Альберт приезжал нечасто, в последний раз был в свой день рождения - 25 апреля 1992 года ему исполнилось 23 года. Поздравить именинника пришло много гостей: друзья, соседи, одноклассники Альберта и его коллеги, заводчане. Закатили пир - с шашлыками, вкуснейшей выпечкой: сестры были мастерицы. Все было так празднично, весело, торжественно. Как раз во время его побывки на домашний телефон позвонил тогдашний министр обороны Рагим Газиев, поблагодарил родителей за воспитание хорошего сына и отважного бойца. Стали расспрашивать, за какие такие подвиги сам министр хвалит, а он, как всегда, отмолчался, ни слова не проронил о службе. Сказал, мол, воюем понемногу. Еще денек побыл дома, в кругу родных, а 27 апреля отправился на фронт. На автовокзал его отвез старший брат.
Спустя несколько дней семья получила сообщение о его гибели. Но вначале, 8 мая по телевизору объявили, что Шуша оккупирована. Альберт к тому времени уже три месяца там служил. На следующий день в дом пришли люди из Народного фронта, привезли документы танкиста и сообщили скорбную весть, что он стал шехидом. Долго не везли тело, родственники уже собирались сами ехать за ним, власть даже двух автоматчиков дала в сопровождение. Но ехать никуда не пришлось, позвонили из больницы Семашко, сказали, что привезли еще троих, пригласили на опознание. Родители остались дома, а братья, все как один, поехали в морг и в одном из погибших узнали своего братишку. 11 мая похоронили на Шехидляр хиябаны рядом с другими воинами.
Через год после его гибели скончался отец, а мама - Лио Узяевна, хоть и прожила долгую жизнь (88 лет) и скончалась шесть лет назад, каждый день говорила с близкими об Альберте, до самого своего последнего часа. Вспоминала и плакала. Так и прошла вся ее жизнь без сына - в слезах и воспоминаниях.
После его гибели азербайджанские танкисты называли свои боевые машины «Альберт». Указом Президента Азербайджанской Республики №833 от 7 июня 1992 года Агарунову Альберту Агаруновичу было присвоено звание Национального героя Азербайджана (посмертно). На доме, где он жил, установлена мемориальная плита - с портрета кучерявый смуглый парень смотрит на родную улицу, которую любил больше жизни и за которую сложил свою голову в неравном бою с врагом. Он отдал молодую жизнь за свою родину, за священную сураханскую землю, густо пропитанную потом замазученных и таких же самоотверженных его земляков-нефтяников.
Смелый и бесстрашный, он вдохновлял защитников города, которые видели в нем пример беззаветного служения Родине. Однополчане Агарунова до сих пор рассказывают о его подвигах, мастерстве обращения с танком и точности, с которой он поражал живую силу и технику врага.
«Шушу они не возьмут»
Каждая новая подробность помогает нам лучше раскрыть и глубже понять образ этого незаурядного воина и истинного патриота. Самым впечатляющим эпизодом недолгого боевого пути Агарунова был его дерзкий поступок - рейд возглавляемого им небольшого отряда из Шуши прямиком в Ханкенди. Все помнят, какую панику вызвали у армянских агрессоров появление азербайджанских солдат, жаркий бой, горящая техника врага и мечущиеся в панике армянские головорезы.
После этого рейда они устроили за Альбертом настоящую охоту: армяне мечтали отомстить тому, кто заставил их испытать животное чувство страха и унижения. Из сводки боевых действий: «...возглавляемый командиром взвода старшиной Альбертом Агаруновым, оставшимся вдвоем с Агабаба Гусейновым, головной танк, искусно маневрируя, вышел на огневую позицию и выстрелом в упор подбил танк противника. Вскоре экипаж Агарунова подбил второй танк неприятеля. Меняя позицию, Агарунов заметил на земле, прямо перед своим танком, тела погибших в бою однополчан. Альберт выбрался из боевой машины, чтобы перенести их в сторону. Добежав до убитых, он начал переносить их, и в этот момент был сражен пулей армянского снайпера».
Рантик был последним, кто видел живым Альберта, и прекрасно помнит последние слова братишки, которые он шепнул ему на прощание, когда садился в автобус, уходящий на войну: «Не беспокойся, брат. Все будет хорошо, Шушу они не возьмут, слишком высоко она, наша Шуша. Ни за что не возьмут».
А потом был бой, последний. Согласно коротким фронтовым сводкам, ранним утром 8 мая 1992 года младший сержант Альберт Агарунов, уничтожив два вражеских танка и большое количество живой силы противника, был сражен пулей армянского снайпера, которая попала ему прямо в сердце. Спустя несколько лет за героизм, проявленный в боях за город Шуша, шехид Альберт Агарунов по решению Национального фонда «Деде Горгуд», Совета аксакалов, Совета ветеранов республики и Совета азербайджанцев мира награжден орденом «Сын Отечества». А его танк сейчас стоит в Военном музее, что в Сальянских казармах, рядом с танком Ази Асланова.
Рантику Агарунову в каждый свой приезд в Баку приходится общаться с азербайджанскими журналистами, давать интервью различным СМИ - газетам, радио, телеканалам. Хотя человек он малоразговорчивый, но все эти мероприятия, интервью, круглые столы, вечера памяти, считает он, земляки устраивают от души, от чистого сердца, потому что помнят, гордятся и уважают.
Масштабным стало и празднование в апреле 50-летнего юбилея Альберта в Международном центре мугама. Мероприятие прошло при организационной поддержке Министерства обороны, Союза художников и общественной организации ветеранов-танкистов.
«Наша семья безмерно благодарна всем, кто чтит память моего брата наравне со всеми шехидами, отдавшими свою жизнь за родину. Мы благодарны азербайджанскому народу за эту священную память, - говорит Рантик Агарунов и добавляет: - Израиль - историческая родина всех евреев, а Азербайджан - место, где мы появились на свет, научились отличать хорошее от плохого, здесь мы стали теми, кем являемся сейчас в жизни. Он погиб, защищая Свою Родину».
И это святая правда. Азербайджан - страна как шагнувших в бессмертие, так и оставшихся в живых, но полных решимости довести дело до конца, вернуть свои земли во что бы то ни стало. Независимо ни от каких обстоятельств. Это страна тех, кто терял своих родных, и тех, кто поддерживает любой шаг, направленный на ее защиту.
Галия АЛИЕВА
banner

Советуем почитать