• суббота, 20 Апреля, 09:25
  • Baku Баку 14°C

Шире круг противостояния

03 мая 2019 | 11:01
Шире круг противостояния

ПОЗИЦИЯ
Прошедшее в столице Катара Дохе 16-е заседание Совета министров иностранных дел Диалога сотрудничества в Азии еще раз подтвердило, что несмотря на широкие политэкономические возможности Вашингтона, фронт недовольства его односторонними действиями ширится.
Когда-то упомянутая структура, созданная по инициативе Таиланда, состояла из «молодых тигров» Юго-Восточной части сопредельного континента, затем она обросла государствами с солидным удельным весом (Индия, Иран, Казахстан, Китай, Пакистан, Россия, Саудовская Аравия, Турция, Южная Корея и Япония), и теперь в нее входит 33 страны.
Так вот, на столь авторитетном мероприятии американцы получили упрек от Турции и «оплеуху» от Катара.
Турецкий гамбит
Министру иностранных дел Турции Мевлюту Чавушоглу предоставилась возможность «ущипнуть» заокеанских коллег по поводу их пристрастного отношения к курдским военизированным формированиям из «Отрядов народной самообороны» на севере и северо-востоке Сирии, которым США помогает не только финансами и оружием, но даже на уровне Госдепа и привязанных к нему вещающих на весь мир СМИ. Правда, он использовал прием опосредованного тыка, заявив, что не нужно делать различий между террористическими группировками, деля их на правильные и неправильные.
При этом он не стал называть вещи своими именами, а привел в пример недавние теракты в Новой Зеландии и Шри-Ланке: «Эти события показали нам, что террор является серьезной угрозой, а потому необходимо устранить основные причины радикализма и экстремизма, независимо от их природы».
Чавушоглу, привлекая внимание к тому, что азиатский континент в экономическом аспекте вернулся к своим «старым светлым дням», заявил, что несмотря на его значительный потенциал, континент сталкивается с определенными проблемами, намекнув, что они появляются не сами по себе, а генерируются конкретными силами. Понятное дело, он не стал указывать пальцем в сторону статуи Свободы, Биг-Бена и Елисейских полей, но поскольку в Дохе собралась публика понятливая, она сделала соответствующий вывод.
Трамп, ты не прав
Еще дальше пошел министр иностранных дел Катара Мухаммед бен Абдеррахман аль-Тани, выступая на итоговой пресс-конференции. Обычно в таких случаях хозяева во вступительной речи говорят от имени всех собравшихся, так что гостям остается «поддакивать» либо в случае досады довольствоваться ремаркой. Но поскольку шейха никто из коллег не поправил, будем считать его слова выражением единого выработанного мнения.
«Мы не считаем, что односторонние санкции США в отношении Ирана приведут к положительному эффекту для решения кризисов, которые должны решаться только с помощью диалога. Санкции не следует продлевать, потому что они оказывают негативное влияние на страны, которые полагаются на поставки иранской нефти», - открытым текстом сказал аль-Тани от имени принимающей стороны.
Выступивший сразу же после него министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф заявил, что его страна продолжит продавать нефть и покажет американцам, что с правительством южан «нельзя говорить посредством давления». И они в принципе правы, так как в данном случае пострадает не одна, а сразу девять стран.
К слову, Вашингтон в мае прошлого года в одностороннем порядке вышел из сделки с Тегераном по ядерной программе и вновь ужесточил санкции против недруга. При этом Китаю, Индии, Италии, Греции, Японии, Южной Кореи, Тайваню и Турции до последнего дня (30 апреля) были предоставлены исключения, то есть Штаты обязались не вводить против них санкции за покупку определенных объемов иранской нефти. Администрация Белого дома уже объявила, что не будет продлевать временные преференции, а потому команда Дональда Трампа рассчитывает, что благодаря этому решению экспорт иранской нефти сократится до нуля.
Пекин тоже не одобряет В Совете министров иностранных дел Диалога сотрудничества в Азии, как видно из списка представленных в нем государств, собралась тесная компания «разношерстных» оппонентов Вашингтона и тех, кто им сочувствует, но не может возразить в силу принятых обязательств. Однако первую скрипку все же играет главный геополитический оппонент заокеанской державы - Китай. И хотя его представитель во время заседания молчал либо говорил дежурные, выдержанные в духе примирения слова, видно, что Поднебесная отнюдь не рада инициативе «слишком прыткого» Трампа.
Как полагает экспертная группа газеты «Каспiй», для самого Катара, находящегося благодаря «братьям-арабам» в формальной изоляции, позиция руководства КНР тоже важна, поскольку Пекин рассматривает Доху в качестве важного партнера по строительству «Пояса и пути» и снабжению энергоносителями. А для небольшой, но богатой ближневосточной страны, как, впрочем, для всего мира, «восточный дракон» - необъятный рынок с океаном перспектив.
Кроме того, контакты между высокопоставленными представителями Катара и Китая уже стали рутинными за истекшие 30 лет с момента установления между ними дипломатических отношений. Помнится, лет пять назад шейх Тамим бен Хамад Аль-Тани и председатель КНР Си Цзиньпин объявили о начале двустороннего стратегического партнерства.
Впрочем, для Пекина Доха важна не только как участница создания морского Шелкового пути и экономического пояса вокруг этой транспортной артерии. Катар, как и другие арабские страны Персидского залива, а также Иран, играет огромную роль в обеспечении энергетической безопасности Поднебесной - именно за счет этого региона она удовлетворяет основную часть своих потребностей в газе и нефти, а потому весьма заинтересована в сохранении там стабильности, в безопасной транспортировке углеводородов.
Неслучайно в ходе встречи глав внешнеполитических ведомств КНР и Катара в июле 2017 года (спустя полтора месяца после начала дипломатического кризиса и блокады ближневосточной страны) Пекин выражал глубокую обеспокоенность резким обострением обстановки в регионе и призывал конфликтующие стороны к сдержанности. С тех пор прогресса в урегулировании очередного межарабского конфликта не произошло, стороны по-прежнему проявляют неуступчивость.
Не менее важна поддержка со стороны Пекина и для Дохи, которая пока не собирается уступать требованиям антикатарского квартета в составе Саудовской Аравии, ОАЭ, Египта и Бахрейна. Более того, шейх понимает, что Вашингтон не в восторге от демонстрируемой им неуступчивости, а ведь Белый дом планирует создание так называемого арабского НАТО, в которое намерен включить все монархии Персидского залива, а также Египет и Иорданию.
В этой связи укрепление отношений с Китаем, который фактически развернул вблизи от Катара - в Джибути - свою военную базу и вообще пытается расширить свое присутствие в регионе, может сыграть роль своего рода страховки для шейха Аль-Тани на случай, если кому-то из «старших братьев» в голову взбредет мысль наказать его с помощью военной силы.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать