• четверг, 18 Апреля, 19:16
  • Baku Баку 21°C

Правая рука не ведает о левой

25 апреля 2019 | 12:34
Правая рука не ведает о левой

КОММЕНТАРИЙ
Руководство местных военизированных соединений пешмерга курдской региональной автономии Ирака (КРАИ) выступило с сомнительным заявлением по поводу безопасности мирного населения. Судя по словам члена совета провинции Дахук Идриса Харки, более 250 деревень в приграничных районах «пустуют из-за регулярных турецких бомбардировок».
Оказывается, местные жители не могут вернуться в свои дома из-за затяжного военного противостояния между так называемой «Курдской рабочей партией» (КРП), во всем мире признанной в качестве террористов и турецкой армией, а потому призывают иракский парламент вызвать турецкого посла и обязать Анкару прекратить атаки. Однако почему-то ни селянам, ни самому чиновнику в голову не приходит такая простая мысль - призвать правительство Ирака прислать военных для ликвидации курдских сепаратистов, которые, создав в приграничных районах базы и лагеря для совершения террористических вылазок, более трех с половиной десятилетий терроризируют не только население соседней страны, но и собственных соплеменников.
Видимо, по их логике, сепаратисты должны безнаказанно убивать население сопредельного государства, атаковать воинские части и полицейские подразделения, а турецкие власти обязаны сидеть сложа руки и безучастно наблюдать за всем этим безобразием. Все это удивительным образом напоминает риторику и действия армян конца XIX - начала XX века в Османской Турции и 1988 года в Азербайджане. Очевидно, что вся эта пропагандистская шумиха придумана и организована в одних и тех же кабинетах.
Примерно в это же время командование сил пешмерга выступило с еще более интересным заявлением, в котором предупреждает о возрождении так называемого «Исламского государства» (ИГ) в спорных районах Ирака. Как сообщается, террористическая группировка пытается реорганизоваться в провинциях Киркук, Дияла и Мосул. По словам офицеров воинского соединения, боевики усилили свои атаки на силы безопасности и гражданских лиц, воспользовавшись отсутствием курдских сил, вытесненных иракской армией и проиранскими ополченцами в октябре 2017 года.
Но и тут возникает резонный вопрос - почему ИГ «возрождается» не где-нибудь, а именно в тех провинциях, на которые претендуют курдские сепаратисты? И почему об этом молчат силы безопасности, на которые якобы совершаются нападения и которые по роду своей деятельности должны бороться со всякого рода незаконными вооруженными формированиями, а трубят во всю заинтересованные (желающие вернуть под свой контроль Киркук, Дияла, Салахаддин и Мосул) курды?
Чтобы понять, что же движет офицерами пешмерга, распространяющими дезинформацию, следует вспомнить, что примерно два года назад в столице КРАИ Эрбиле с участием их лидера Масуда Барзани и представителей политических партий региона было принято решение о проведении 25 сентября так называемого референдума о «независимости единого Курдистана».
При этом, согласно решению, принятому в одностороннем порядке, голосование должно было пройти в районах, которые контролируют власти региона, в том числе и в упомянутых регионах, где когда-то большинство составляли этнические арабы и туркманы, выселенные в пользу сепаратистского этноса.
Читатель помнит, как проходило действо, противоречащее Конституции Ирака и таящее множество рисков для сопредельных стран, где проживают в совокупности около 20 миллионов курдов. Референдум состоялся, несмотря на горячие возражения Багдада и призывы ООН, США, Великобритании и соседних стран о его отмене, но его результаты не были признаны и более того, иракская армия отобрала у курдов «спорные земли». И тут стоит задаться воп­росом - чего же еще нужно, если в 2005 году власти Ирака под контролем сочувствующих сепаратистам американцев написали новую Конституцию страны, статья 140 которой предполагает возвращение в Киркук вынужденных переселенцев (туркманов и арабов), перепись населения и уже затем референдум для определения статуса провинции.
Но по разным причинам и в силу различных споров, в частности между представителями курдской, туркманской и арабской общин, требования этой статьи Конституции до сих пор не реализованы.
Понятно, что сообщения представителей КРАИ сомнительны и имеют сепаратистскую направленность.
Вопрос обретает еще большую актуальность в связи с тем, что курдские племена компактно и в довольно большом количестве расселены на территории четырех стран: Турции, Ирака, Сирии и Ирана, причем везде хотят своей автономии (в Междуречье благодаря отдаленным тысячами километров американцам они ее получили). Мало того, те же янки способствовали тому, чтобы они «оттяпали» часть земель у правительства Башара Асада, изменив там демографическую ситуацию. А это является прямой угрозой не только Сирии, но и соседним Ирану с Турцией, где обстановка в курдской среде может накалиться до предела. Потому в споре с Вашингтоном, утверждающим о больших заслугах этого этноса в борьбе с ИГ, власти Анкары, в свою очередь, отказываются говорить о неприкосновенности военных партнеров США - «Отрядов народной самообороны» (ОНС), привязанных к террористической организации КРП. Эти структуры рассматриваются руководством братской страны исключительно как террористические организации, и смягчать свою позицию по этому вопросу оно не намерено, потому как с начала 1980-х годов от рук этих «сообщающихся сосудов» погибли более 40 тысяч мирных жителей.
Как отметил официальный представитель президента Турции Ибрагим Калын, «целью турецкой стороны являются не курды, а террористы ИГ, КРП и ОНС», добавив, что его страна, напротив, защищает этот этнос от рассадника террора. Аналогичную мысль высказывал и сам Эрдоган в своей знаменитой статье, опубликованной в газете The New York Times. По мнению турецкого лидера, сейчас можно говорить о военном поражении ИГ в Сирии, однако для того, чтобы экстремистские идеи не получили нового развития, необходимо работать над ликвидацией причин радикализации. Мало того, он обещает оказать поддержку курдской общине Сирии (кстати, он сделал немало и для самоидентификации иракских курдов). По замыслу Эрдогана, местные советы в преимущественно курдских районах на севере Сирии будут в основном состоять из представителей курдской общины, при этом остальным группам населения будет обеспечено справедливое политическое представительство.
Кстати, под эгидой братской страны на этих территориях, очищенных в результате военной операции «Оливковая ветвь», уже созданы некоторые политические институты и партии для курдов. На протяжении последних двух лет турецкая сторона активно выступает за то, чтобы как обычные курдские жители, так и участники военизированных формирований переходили в эти структуры.
Перед нами положительный пример, преподнесенный официальной Анкарой, но почему тогда курдское ополчение снова гнет старую линию, пугая общественность «возрождением» ИГ и бомбардировками турецкой авиации?
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать