• четверг, 28 Марта, 15:28
  • Baku Баку 16°C

Ослушников на ковер

24 апреля 2019 | 15:13
Ослушников на ковер

ПОЛИТИКА
Администрация Белого дома законодательно отменила лимит, позволяющий восьми странам покупать нефть у Ирана. Ее официальные представители заявили, что начиная со 2 мая начнут действовать санкции в отношении ослушников. Как сообщает The Washington Post, госсекретарь США Майк Помпео в скором времени объявит о том, что после этой даты заокеанская держава не будет предоставлять исключения другим государствам, позволяющим обходить стороной санкционный режим.
Издание выяснило, что по мнению администрации США, потрясения на рынке нефти в связи с ее решением должны быть минимальными по двум причинам: во-первых, предложение сейчас превышает спрос; во-вторых, такие крупные игроки на рынке, как Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты, обязались компенсировать недостающую долю Ирана.
Президент США Дональд Трамп разговаривал об этом примерно неделю назад по телефону с наследным принцем Абу-Даби М.Аль Нахайяном. Таким образом условия, при которых можно больше не делать исключений, выполнены, и теперь американцы объявят о так называемой политике нулевого импорта, призванной «ниже плинтуса» снизить иранский экспорт углеводородов. То есть ограничивая продажу основного источника дохода муллократии, Вашингтон пытается ослабить ее экономическую и финансовую мощь. И это логично, поскольку несколько дней тому назад Трамп нанес удар и по военному потенциалу южан, объявив Корпус стражей исламской революции (КСИР) террористической организацией.
Правда, многие эксперты не верят, что удастся добиться полного прекращения продажи Ираном нефти, так как весьма сомнительно, что Китай, являющийся главным импортером этого товара, подчинится решению дядюшки Сэма.
К нему вполне может присоединиться Индия, однако большинство стран «восьмерки» (например Япония и Южная Корея) более зависимы от США, а потому, скорее всего, они пойдут в фарватере волевого решения «старшего брата». Иными словами, и без того вдвое просевший ежедневный экспорт иранского правительства, который в марте достигал 1,9 млн баррелей нефти в сутки, упадет до 1 млн, а это уже более ощутимый удар для страны с 80-миллионным населением.
Вообще-то ни один крупный предприниматель не загорелся энтузиазмом после того, как услышал о грядущих санкциях. Про Китай и Индию, отказавшихся от трамповской затеи, мы уже сказали. Однако также известно, что даже такое близкое США межгосударственное образование, как Евросоюз, не одобряет это решение и хочет продолжать покупать нефть у Тегерана. Его ведущие страны - Франция и Германия, также без особого энтузиазма встретили это решение. Еще в августе прошлого года ЕС объявил, что будет совместно с иранцами работать над отменой этих санкций - в этом направлении даже был предпринят ряд мер.
Еще одна колеблющаяся страна - это Турция. Несмотря на то, что сейчас отношения между Анкарой и Вашингтоном более чем прохладные, тем не менее налицо тесные экономические связи. И хотя министр иностранных дел братской страны Мевлют Чавушоглу во время недавней встречи с коллегой из соседней страны Джавадом Зарифом выразил уверенность, что убедит Вашингтон в том, что эти санкции вредны, похоже, такая возможность ему не представилась, поскольку Белый дом пока не сделал исключения ни для одной из восьми стран. Судя по всему, ничьи попытки договориться с США о продлении исключений не привели к положительному результату.
Теперь уже не только страны восьмерки, но и другие государства мира беспокоит вопрос: подорожают ли мировые цены без участия Ирана в процессе экспорта? Конечно, поскольку такая ситуация создает возможность для излечения прибыли для стран-экспортеров нефти и риски для импортеров. Правда, Вашингтон заверяет последнюю группу, что созданный Ираном вакуум якобы способны заполнить саудиты вместе с эмиратами. То есть спрос на отсутствующую на рынке иранскую нефть будет удовлетворен за счет других экспортеров, а потому цены будут стабильны.
По данным BBC, Иран ежесуточно поставляет в Китай 360 тыс., в Индию - 300 тыс., в Южную Корею - 200 тыс., в Японию - 108 тыс., в Турцию - 60 тыс. баррелей «черного золота».
Пока неясно, каким будет решение ОПЕК, хотя министр энергетики саудовского королевства Халид Аль-Фали заявил, что с целью обеспечить необходимый объем нефти они в ближайшие недели начнут сотрудничать с другими экспортерами.
Ну а официальный Тегеран вполне ожидаемо объявил, что несмотря на эмбарго он «продолжит продавать нефть надежным друзьям», а в случае неудачи в ответ на эмбарго «попросту закроет» Ормузский пролив. Но это легче сказать, чем сделать, так как по этому коридору экспортируется чуть ли не половина добываемой на Ближнем Востоке нефти.
Как пояснил ситуацию корреспонденту газеты «Каспiй» директор Центра нефтяных исследований Caspian Barrel Ильхам Шабан, если со 2 мая Индия, Китай, Республика Корея, Турция и Япония не откажутся от иранской нефти, то, как уже решили в Вашингтоне, их будут к этому «вынуждать»:
- Однако сомнительно, что американцам удастся окриком заставить Китай, Индию либо Турцию выполнить их волю. Но так или иначе, этот вопрос стал одной из причин, почему участники сделки ОПЕК+ отложили до конца мая решение продлевать ограничения добычи на 1,2 млн баррелей в сутки до конца года. Угроза полных санкций на иранскую нефть немедленно сказалась на стоимости нефти - баррель Brent подорожал на 2,5% и стоит $73,81, баррель WTI - на 2,36% и стоит $65,51.
Сомнительно, что удастся полностью ввести эмбарго на иранскую нефть, поскольку полное прекращение ее экспорта в условиях угрозы дальнейшего падения добычи в Венесуэле и Ливии маловероятно. Чтобы компенсировать выпадающую из совокупной корзины добычу этих трех крупных игроков рынка углеводородов, может не хватить свободных мощностей у Саудовской Аравии и ОАЭ. Китай, вероятно, продолжит покупать иранскую нефть, а вторичные санкции (т.е. санкции против тех стран, которые продолжат закупки нефти в обход санкций США) вряд ли будут применяться на практике.
Дело в том, что сейчас дефицит нефти в мире составляет примерно 1 млн баррелей в сутки, к этому добавится еще столько же, так как не будет расти добыча в самих Штатах, а потому уже через полгода предположительно вырастет спрос на стратегический товар. И тогда американской администрации придется балансировать между обещанием занять жесткую позицию против Ирана и угрозой скачка цен на нефть, который может иметь неприятные последствия для мировой экономики, вплоть до рецессии.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать