• четверг, 28 Марта, 14:33
  • Baku Баку 16°C

Неудавшийся блицкриг

18 апреля 2019 | 11:27
Неудавшийся блицкриг

СИТУАЦИЯ
Мятежный ливийский фельдмаршал Халифа Хафтар в разгар наступления его войск на столицу Ливии Триполи нанес вполне ожидаемый визит в союзный Египет. В Каире он провел переговоры с президентом этой страны Абдель Фаттахом ас-Сиси - на встрече обсуждалась ситуация в Ливии. Других подробностей в СМИ не приводится, хотя, судя по фотографиям, на переговорах также присутствовал руководитель управления общей разведки Египта Аббас Камель.
Вполне ожидаемый визит
Возможно, мы имеем дело с самым ожидаемым визитом на Черном континенте, так как из истории известно, что эти страны почти близнецы-братья на протяжении почти четырех тысяч лет. Так что страна пирамид - не только самый близкий в прямом и переносном смыслах союзник обосновавшегося в Киренаике триумвирата в составе Халифы Хафтара, спикера парламента Агилы Салеха и главы временного правительства Абдуррахмана ат-Тани. С точки зрения общих интересов, связанных с антитеррористической борьбой, Ливия и Египет - сообщающиеся сосуды. А потому от успехов Хафтара в борьбе против радикалов, главным образом связанных со свергнутыми в Египте «Братьями-мусульманами», а также в меньшей степени с «Аль-Каидой» и засевших во властных структурах поддерживаемого американцами правительства национального единства Фаиза Сараджа, зависит безопасность и перспектива светского государства египтян (вспомним роман «Фараон» Болеслава Пруса).
Каир ведет не менее ожесточенную борьбу с террором «во имя Аллаха» на всей территории Египта, в том числе на Синае. Так что во время упомянутой встречи наверняка обсуждались вопросы, связанные с наступлением Хафтара на Триполи и возможностями египтян оказать ему посильную помощь. Ас-Сиси поддержал антитеррористическую операцию Хафтара, заявив: «Мы должны избавиться от так называемых ополченцев и террористических группировок». Более однозначно глава Египта выразиться не мог, иначе он рисковал переступить красную черту и бросить вызов большинству стран Евросоюза и «старшему брату» в лице США, которые однозначно поддерживают Сараджа и не позволят в открытую оказывать помощь мятежникам. Не для этого Запад убрал «железного Муаммара», чтобы потом уступить власть в Ливии его «клону».
В связи с этим открыто участвовать в боевых действиях на стороне Хафтара египтяне не могут, хотя в более спокойной обстановке Каир позволял своей авиации бомбить базы террористов на соседней территории, например в Дерне, Бенгази, Джуфре. Так что ас-Сиси в лучшем случае может, не афишируя намерений, направить военных советников, задействовать разведывательно-диверсионные подразделения, ну и, наконец, втихую поставить российское и даже западное оружие.
Позиционные бои у столицы
Примечательно, что встречу с президентом Египта Абдель Фаттахом ас-Сиси мятежный военачальник провел в разгар наступления его вооруженных формирований на ливийскую столицу, а это значит, что «кавалерийская» атака перешла в разряд позиционных. То есть наступление мятежников на Триполи, запланированное изначально как «маленькая победоносная война», захлебнулось. Силы Хафтара не смогли закрепиться ни в одном населенном пункте непосредственно близ столицы, а ожесточенные бои, в том числе с применением авиации, до сих пор идут за столичный аэропорт Митига.
Также продолжаются столкновения на южных и юго-западных подступах к городу. И хотя часть ливийских провинций заняла нейтральную позицию, против Хафтара мобилизовалось население крупнейшей провинции страны - Триполитании, в том числе из ключевого центра «арабской весны» в Ливии - Мисраты.
На фоне обострения ситуации активизировались и радикальные исламисты (местные СМИ сообщают о нападении боевиков так называемого «Исламского государства» на контролируемые оппозицией объекты в центральной части страны). Похоже, что Хафтар недооценил противника, сделав ставку на раскол среди сторонников правительства национального единства.
Не без внешних факторов
Как разъяснил ситуацию корреспонденту газеты «Каспiй» глава Центра политологических исследований «Атлас» Эльхан Шахиноглу, остроты ливийскому конфликту добавляет очень сложное переплетение международных интересов как глобальных, так и региональных «игроков»:
- Начнем с ближайшей к нам России, хотя она в данном регионе не вполне удачно пытается наверстать упущенное после свержения и насильственной смерти Муаммара Каддафи, который, как оказалось, был единственным, кто мог сдержать скатывание страны в хаос (кстати, он сам и породил, причем намеренно, такую ситуацию). Так вот, Кремль уже разместил в Ливии довольно многочисленную группу бойцов и военных консультантов печально известной частной группировки «Вагнер», а поставки оружия для армии Хафтара через дружественный России Египет идут с 2014 года. Кроме Москвы и Каира сильные позиции и собственные интересы в Ливии имеют бывший «куратор» Италия, Франция, монархии Персидского залива и даже Китай. А вот США весьма опосредованно занимались «ливийским вопросом» еще при Бараке Обаме, а с приходом к власти Трампа с его мягким «изоляционизмом» полностью, причем сознательно, утратили влияние на «разложение организма».
Сегодня расклад сил в Ливии следующий: Россия, Франция, Египет, ОАЭ и Саудовская Аравия и Китай заинтересованы в «стабилизации» ситуации в максимально быстрые сроки, а потому в той или иной степени поддерживают Хафтара. Ведь именно подконтрольной ему армии удалось взять под свой контроль северо-восточные регионы так называемого «нефтяного полумесяца», что позволило восстановить поток ливийской нефти на мировые рынки и привлечь французские, китайские и российские энергетические компании. А вот законное правительство поддерживают ООН, США, Евросоюз, Турция и Италия.
По большому счету вторая группировка формально права, так как управлять Ливией с позиции силы можно в краткосрочной перспективе. Однако после свержения Муаммара Каддафи централизованному ливийскому государству пришел конец - власть перешла в руки многочисленных вооруженных формирований. Потому наибольшие шансы на восстановление порядка в стране имеет командующий Ливийской национальной армией маршал Халифа Хафтар, так как направленность его сил преимущественно либеральная, а его войска уже контролируют большую часть страны.
Признанное ООН правительство по большому счету ничего не решает, хотя оно и постаралось интегрировать многочисленные вооруженные группировки в состав регулярной армии. Однако добилось противоположного эффекта - получив государственные деньги, они стали сильнее, но по-прежнему не желали подчиняться властям. Проигравшие на выборах радикалы не признали их результатов, потому новый парламент вынужден был бежать на восток страны. Таким образом, образовалось два правительства: исламистское в Триполи и либерально-националистическое на востоке, назначившее маршала Хафтара главнокомандующим Ливийской национальной армией.
Салех БАЯТ
P.S. Как сообщает Всемирная организация здравоохранения, в общей сложности с начала боевых действий жертвами конфликта стали 682 человека, пятая часть которых погибла.
banner

Советуем почитать