• вторник, 23 Апреля, 15:37
  • Baku Баку 24°C

Абсолютная свобода действий

17 апреля 2019 | 12:02
Абсолютная свобода действий

ПОЗИЦИЯ
Закупка Турцией российских зенитно-ракетных комплексов С-400 - суверенное право Анкары, однозначно заявила президент Парламентской ассамблеи НАТО, член британского парламента Мадлен Мун по итогам семинара Rose Roth в курортной Анталье.
Правда, вместе с тем она отметила, что российское вооружение несет в себе риски, связанные с безопасностью систем НАТО, в том числе F-35. «Я не инженер. В ходе переговоров с главой МИД Турции Мевлютом Чавушоглу я сказала, что этот вопрос должны решать эксперты. Но хочу отметить, что закупка С-400 - суверенное решение Турции», - сказала она.
Вроде ничего нового
В принципе, высокопоставленный парламентарий ничего нового не сказала, поскольку такой же точки зрения придерживается генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, который также пару месяцев назад заявил, что приобретать или нет российский зенитно-ракетный комплекс на сумму $2,5 млрд - это суверенное решение официальной Анкары.
С другой стороны, Североатлантический альянс сам осознанно подталкивал союзника к этому решению, не поставляя ему средства противовоздушной обороны в то время, как тот в 2015-2016 годах не мог ничего противопоставить боевикам так называемого «Исламского государства», регулярно забрасывающим ракетами населенные пункты Турции. Читатель помнит, как были разрушены мечети, больницы, школы, а США с Германией методически отказывали ему в праве на адекватную оборону, хотя в уставе НАТО четко прописано, что в случае агрессии против члена альянса долг каждого противостоять общему противнику.
Так что, несмотря на то, что Турция и Россия достигли соглашения относительно поставок C-400 29 декабря 2017 года, планы Анкары о закупке систем ЗРК были не новы. Еще в марте 2007 года SSM секретариат оборонной промышленности братской страны объявил тендер на покупку такого вида вооружений в рамках программы T-LORAMIDS (Система противовоздушной и противоракетной обороны).
26 сентября 2013 года тендер завершился сенсационным решением - выбор пал на китайский ЗРК HQ-9, однако ввиду негативной реакции НАТО турки приостановили действие контракта стоимостью $ 3 млрд, сразу вслед за этим начав переговоры о закупке систем в США и Евросоюзе.
В дальнейшем, несмотря на то, что Анкара на различных уровнях неоднократно заявляла о срочной потребности в системах ПРО и пыталась разрешить этот вопрос в рамках альянса, как один из его членов, добиться результата ей так и не удалось. И тут Ак-Сараю удачно подвернулось решение проблем с Кремлем, который пообещал передать не только зенитные комплексы, но и обслуживающий персонал плюс технологии к ним, кроме того, русские назначили весьма выгодные условия оплаты и даже предоставили кредит.
Неадекватная реакция
Именно после того, как стороны ударили по рукам, готовое деловое соглашение вызвало, по понятным причинам, неадекватную обеспокоенность Вашингтона. Понятно, что оснащение столь большой страны, как Турция, к тому же являющейся членом НАТО, вооружением российского производства является неприемлемым для США, и не только потому, что они теряют солидный заказ, который вдобавок получает их потенциальный противник. И вовсе не потому, что российское вооружение несет в себе риски, связанные с безопасностью систем альянса, который в прошлом уже сталкивался с похожей ситуацией.
Помнится, первый прецедент с контрактом на два дивизиона С-300 был подписан Минобороны РФ с Кипром аж в 1996 году, и тогда, несмотря на возмущение Турции и США, сделка была реализована, причем без особых последствий для союзников. А буквально три года назад уже Греция заключила с Россией новый договор, приобретя очередную партию систем C-300 и, вопреки международным соглашениям, разместив их на острове Крит, однако и на этот раз никакой реакции Белого дома не последовало. Возникает резонный вопрос: почему за океаном не высказали этой обеспокоенности, когда Кипр и Греция приобрели ЗРК у страны-противника?
Надо сказать, что обеспокоенность американцев связана исключительно с тем, что контроль за системой C-400, являющейся эффективным оружием против и авиации, и баллистических ракет, будет полностью находиться в руках Анкары. Она способна автоматически выбирать ракету для пуска, исходя из особенностей воздушной цели. Радары и пусковые установки «Триумфов» и «Прометеев», размещенные, например, в турецком Хатае на юге Турции, могут отслеживать цель на дальности 600 километров, «прочесывая» одновременно воздушное пространство практически всей Сирии, Восточного Средиземноморья и Кипра. Точно так же комплексы, поставленные на боевое дежурство в Измире, способны контролировать воздушное пространство Западного Средиземноморья, всей Греции, включая Эгейский регион.
Неоспоримые перспективы
Таким образом С-400 не только предоставляют Анкаре возможность эффективной нейтрализации угроз с воздуха, которые могут исходить от значительной части Ближнего Востока (к примеру, из Ирана, Ирака, Сирии, Израиля), но и в то же время обеспечивают ей абсолютное стратегическое превосходство, позволяющее не допустить какой-либо военной операции без согласия Турции в Эгейском море и Восточном Средиземноморье. А в этом районе, как известно, ее интересы сталкиваются с интересами Греции и Кипра - двумя другими членами НАТО, находящимися с ней в традиционно сложных отношениях.
Кроме того, соглашение между Турцией и Россией по ЗРК С-400 и планируемое в его рамках сотрудничество означают, что обе страны прошли весьма важный рубеж, то есть военное сотрудничество между ними может распространиться и на другие военные области. Кстати, Анкара грозит заключить еще один договор на поставку дополнительных дивизионов, чтобы в перспективе полностью закрыть свое небо от «сюрпризов».
О такой возможности заявил в интервью телеканалу NTV министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу, при этом назвав абсурдными попытки некоторых стран ставить под сомнение членство Турции в НАТО из-за этой сделки. Чавушоглу также заявил, что Турция может обратиться к любой другой стране, если США откажутся поставить республике новейшие истребители-бомбардировщики пятого поколения F-35. «У нас на примете есть и эта техника, есть и российского производства новейшие истребители, а потому в случае чего мы будем вынуждены удовлетворить нашу потребность на внешнем рынке, и так будет до тех пор, пока мы не начнем производить собственные самолеты», - сказал он.
Кстати, как сообщил телеканал NTV, на днях министр финансов и казначейства Турции, по «совместительству» зять президента страны Реджепа Тайипа Эрдогана Берат Албайрак, находясь с визитом в Вашингтоне, обсудил с президентом США Дональдом Трампом поставки С-400. По итогам встречи Албайрак заявил, что она была конструктивной и позитивной. Он также отметил, что Трамп занял «разумную позицию» по вопросу поставок С-400.
О том, что это означает, мы узнаем в ближайшие дни.
Кстати
Как сообщают турецкие СМИ, Турция может временно разместить российские зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) С-400 в Азербайджане. Не исключено, что ЗРК С-400 также могут быть направлены на временное хранение в Катар. Согласно данным СМИ, в настоящее время Турция не определилась, в какой из стран могут временно храниться российские ЗРК С-400. «Власти Турции пока что не опровергли и не подтвердили данной информации», - пишут СМИ.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать