• пятница, 29 Марта, 03:11
  • Baku Баку 7°C

И все же повестка есть

15 апреля 2019 | 17:07
И все же повестка есть

ТОЧКА ЗРЕНИЯ
В Москве состоялась встреча министров иностранных дел Азербайджана, РФ и Армении - Эльмара Мамедъярова, Сергея Лаврова и Зограба Мнацаканяна с участием сопредседателей Минской группы ОБСЕ и личного представителя действующего председателя ОБСЕ.
Цель встречи - обсуждение перспектив урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта.
Несмотря на глубокомысленные умозаключения армянских аналитиков об отсутствии точек соприкосновения в позициях сторон, а потому «бесперспективности ведения дальнейших переговоров», закрытые консультации прошли под эгидой переговоров 29 марта в Вене Президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна, поставив таким образом жирную точку в досужих рассуждениях экспертов.
К трем министрам присоединились сопредседатели Минской группы ОБСЕ - Игорь Попов (Россия), Стефан Висконти (Франция) и Эндрю Шофер (США).
Все играют...
Надо отметить, что глава МИД Армении Зограб Мнацаканян в самый канун московской встречи побывал в Нагорном Карабахе и встретился с так называемым министром иностранных дел сепаратистского образования на захваченной территории Азербайджана Масисом Маиляном. Однако ни о каких консультациях, ясное дело, не может быть и речи, ибо этот показушный визит вводит в заблуждение разве что армянскую внутреннюю аудиторию. Ибо всем давным-давно известно, что оккупированная территория Азербайджана, коей является Нагорный Карабах, не имеет никакой самостоятельности и управляется из Армении. Ведь сколько бы ни заявлял Пашинян о том, что не может представлять пресловутый «НКР», а все же на переговоры идет.
В этой связи российский политолог Станислав Тарасов считает, что если публичный процесс урегулирования карабахского конфликта зашел в тупик, то есть и непубличный процесс, и сделанные лидерами стран или высокопоставленными должностными лицами заявления являются лишь небольшой частью этого процесса, и, возможно, они и создают иллюзию того, что процесс зашел в тупик. «Они публично спорят, не принимают позиции друг друга, отвергают подходы друг друга, но соглашаются на встречу. Стало быть, в непубличной сфере есть вопросы для обсуждения, ведь так? Если встречаются, значит, у них есть повестка, о которой мы, возможно, не знаем», - говорит Тарасов, отмечая, что политику двойных стандартов проводит также и Минская группа ОБСЕ, и смысл этой игры ему до конца непонятен.
Армянский фактор
Кстати, в последнее время армянское экспертное сообщество склонно считать, что наряду с проведением переговорного процесса по Карабаху с участием высокого руководства нужно наладить диалог между армянским и азербайджанским обществом. Самый главный и трудный вопрос в переговорах, по мнению армянского политолога Ерванда Бозояна, это достижение единого знаменателя между Арменией и Азербайджаном. Однако достичь этого на практике довольно сложно из-за диаметрально противоположных позиций по принципиальным вопросам. Бозоян считает, что в Армении никогда не согласятся, чтобы Карабах был в составе Азербайджана, а в Азербайджане не существует позиции, согласно которой Карабах может быть вне его состава.
Однако сей армянский политолог не понимает одного - никто не собирается спрашивать у Армении согласия на деокупацию наших исконных территорий. Армения никак не возьмет в толк, что от нее требуется всего лишь покинуть чужие территории. О каких тут условиях или уступках со стороны Азербайджана, пострадавшего от армянской агрессии, может вообще идти речь?!
Что касается армянского премьера Никола Пашиняна, то еще до встречи с азербайджанским лидером Ильхамом Алиевым он заявил, что ему потребуется время для изучения вопроса и получения опыта. Вот до сих пор изучает, не умея сложить два и два, поскольку в результате у него всегда получается семь.
Именно поэтому армянские эксперты прогнозируют, что в ближайшее время быстрого решения ждать не стоит, ссылаясь при этом почему-то на конфликты в Кашмире и на Кипре. Не учитывая того факта, что в случае с Нагорным Карабахом отсутствует обычное человеческое общение, что определяется именно армянским фактором, ведь ни на Кипре, ни в арабо-израильском конфликте такого нет. Поэтому от страхов и мифов должна избавляться именно армянская сторона. Что касается Азербайджана, то наше дело правое, и мы ни на йоту не отступим от своей позиции.
Что есть Мадридские принципы для армян?
Официальный Ереван в ходе переговоров в Вене не выразил позицию о приемлемости или неприемлемости Мадридских принципов, сославшись на то, что не совсем понимает, что означают для армянской стороны Мадридские принципы. При этом армянский премьер занимается словоблудием, заявляя, что «установление всеобъемлющего мира и стабильности в регионе является нашей величайшей и самой важной задачей, и мы будем последовательно и неутомимо работать над этой задачей». То есть Пашинян в Вене четкого ответа так и не получил: «… и только после того, как я получу очень четкий ответ на этот вопрос, мы четко заявим, насколько приемлемы и неприемлемы эти принципы для нас и приемлемы ли они в целом». Фактически, Пашинян дал понять, что о приемлемости или неприемлемости Мадридских принципов он пока ответа не дал.
Кстати, как известно, на прошлой неделе в Москве состоялось заседание глав МИД стран-членов СНГ. Зограб Мнацаканян не участвовал в заседании, и делегацию Армении в Москве возглавлял заместитель министра Шаварш Кочарян. А глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров в Москву поехал. Более того, Лавров и Мамедъяров обсудили урегулирование армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта, а после этой встречи глава внешнеполитического ведомства Азербайджана заявил, что очередная встреча глав МИД Армении и Азербайджана в рамках мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта состоится в Москве с участием главы МИД России Сергея Лаврова. При этом Э.Мамедъяров указал на необходимость достижения прогресса в деле урегулирования конфликта. «Общее понимание таково, что в направлении карабахского урегулирования необходимы сдвиги, иначе уже невозможно».
Было бы неплохо, чтобы и армянская сторона понимала необходимость этих сдвигов.
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать