• четверг, 28 Марта, 17:02
  • Baku Баку 16°C

Год Алиева. Успешный президент уверенной страны

11 апреля 2019 | 18:36
Год Алиева. Успешный президент уверенной страны
Ровно год назад, по итогам президентских выборов, четвертый раз подряд, нынешний президент Азербайджана подтвердил доверие граждан, получив 86% голосов избирателей. Куда направляется Азербайджан под руководством Ильхама Алиева: какие вызовы и возможности впереди об этом рассуждает научный сотрудник Института Экономики РАН Александр Караваев
Почему четвертый раз?

Многие, конечно, задаются вопросом - почему в Азербайджане и вообще на постсоветском пространстве столь длительные периоды правления одного лидера? Отвечает ли это критериям свободного выбора и правового государства?
На самом деле, право рождается необходимостью, которую осознают не только индивидуально, но и в макросоциальном масштабе, на уровне нации. В этом плане, свобода неотъемлемое качество любой современной системы власти, если она задает для себя параметры длительного и устойчивого развития. Не будь у азербайджанцев свободного выбора, вполне возможно, страна оказалась бы первой в ряду познавших оранжевый переворот. Однако, этого не происходит. Почему - нужно смотреть глубже. Дело в том, что современная состязательная «демократия» в западном понимании, на уровне государств возрастом в 25 -30 лет, а собственно этот срок и является для большинства постсоветских сроком их современной жизни, не является необходимым условием, ни даже достаточным для жизни.
Даже в локальном, или чисто лабораторном случае, «демократия» как процедура в постсоветских условиях, из инструмента регулирования прав, становится орудием борьбы партий, кланов, политических групп, зачастую диктующих большинству навязанный, не свойственный им выбор.
Именно наличие фигуры общенационального лидера, если такова имеется реально, как раз и страхует от перекосов, направляя здоровые силы общества в развитие системы, организуя государственные проекты в рамках длительных стрежневых стратегий.
Поэтому получается парадокс, не «демократия» становится инструментом защиты гражданского общества, а именно национальный лидер, страхует общество от попыток спекуляции и подмены принципов свободы частными задачами борьбы за власть.
Естественно, это касается периода становления государства и системы политических балансов, которые затем становятся самостоятельными регуляторами без необходимости иметь надстройки в виде Лидера. Когда-то в будущем, функция президента станет технической и его назначение будет также рутинно как ежедневная работа систем «Асан» или «Мои документы», как уже это видно, допустим, по странам Скандинавии.
Но не здесь и сейчас, для тех государств, которые рвутся вперед в надежде успеть заскочить в уходящий поезд мировой технологической трансформации.
Дело в том, что настоящее состязание происходит не в категориях «демократии» и «свободы», а в таких видах программы международной конкуренции как развитие образования, медицины, науки, высокотехнологичной и оборонной промышленности. В этом предмет гордости. Именно здесь нужны достижения, грамотные и пророй находчивые решения, а не в том, как умело вынести очередных политиков из президентских кабинетов.
Стратегия Алиева
В перспективе семи лет Азербайджан под лидерством своего президента получает исторические возможности для углубленного качественного развития на многих направлениях социально-экономической жизни.
Если коротко определять стратегию Ильхама Алиева, которая оформлена в ряде системных документов (от очередной программы социально-экономического развития регионов, до «дорожных карт» реформ и отраслевых госпрограмм на период середины и конца 2020-х), то ее можно свести в следующую триединую формулу.
Ставка на увеличение внутренних инвестиций в экспортно ориентированные отрасли промышленности, последовательная цифровая трансформация, которая сама по себе влияет на огромное количество сфер ежедневной жизнедеятельности аппарата власти и общества, и постоянное усиление международных позиций, в том числе за счет проектов нефтегазового экспорта.
Карта инвестиций последних лет показывает усиленную ставку на появление нового машиностроения, химической обрабатывающей промышленности, кластера IT-индустрии, масштабного развития туризма. Параллельно этому улучшается среда для субъектов малого и среднего бизнеса, за счет снижения основных налогов, нивелирования других форм госограничения и избыточного контроля. Азербайджан увеличивает бюджетные расходы на масштабные закупки широкого спектра техники, средств телекоммуникаций, систем для ЖКХ и транспорта. Серьезные инвестиции продолжают направляться в строительство автомобильных и железнодорожных магистралей.
В этом контексте, особую роль приобретает социальная, и в значительной мере, даже психологическая готовность бюрократии двух стран меняться, внедрять передовые технологии в управлении. Готовность структур бизнеса повышать производительность труда, предлагать лучший, конкурентный товар.
В сентябре 2018 года Ильхам Алиев подписывает распоряжение «О дополнительных мерах по поддержке конкурентоспособного внутреннего производства в ненефтяном секторе», к началу 2019 года правительство представило президенту горизонтальные механизмы поддержки экспорта, более адресного характера.
По замыслу властей, меры экспортной поддержки должны быть синхронизированы с механизмами привлечения инвестиций на уровне малого и среднего предпринимательства. Правовые и системные механизмы планируется «упаковать» в платформы «www.azexport.az» и «www.enterpriseazerbaijan.com» для создания более широкого доступа и в рамках проведения реформ цифрового госадминистрирования. Иными словами, альтернативное финансирование инвестиционных проектов, выход местных товаров на традиционные и новые рынки, интеграция азербайджанских производителей в международный рынок - все эти процессы должны происходить синхронно и быть доступны для массы предпринимателей разных стран мира.
Для Баку наступает время смелых инициатив в создании новых бизнесов и производств, для продвижения новых продуктов и услуг на внешние рынки. Это касается как сферы традиционной агропереработки сельхозсырья, так и новых производств в сфере современной химии. Очень ценно, что многие проекты зависят от кооперации с российскими предприятиями. Возможность совместного выхода на внешние рынки показана российско-азербайджанскими проектами в фармакологии, автомобилестроении, в перспективе это касается нефтяного машиностроения. Уже происходит кооперация в экспорте нефти и газа, а в будущем совместные инвестиции в нефтепереработку, также теснее свяжут экономики двух стран. Данная тенденция будет укрепляться год от года. Объективно, нужно увеличение подобных проектов с прицелом на рынки большой Евразии.
Реформа аппарата власти
Одно из важнейших достижений первого года четвертого срока Ильхама Алиева - реформа госструктур. Решительно и принципиально, азербайджанский президент провел ревизии малоэффективных структур: трансформация коснулась более десятка подразделений исполнительной власти: агентства, госфонды, комиссии, советы. Многие были ликвидированы, другие, частично слиты в новые структуры.
Наиболее серьезная часть реформ президента - снижение предела численности работников по всем основным министерствам: от МВД до Минналогов и Минэкономики. Департаменты, связанные с услугами переводят в режим «одного окна». Предусмотрено сокращение численности ведомственного автотранспорта.
Реформа госслужбы затронула несколько тысяч человек. Главный принцип оптимизации, не столько сократить численность, сколько убрать так называемую синекуру и дублирующие структуры, усилить дисциплину.
Параллельно с сокращением, растет количество уголовных дел связанных с коррупцией. В 2018 году Генпрокуратура направила в суды материалы по 278 эпизодам в отношении 431 лица. Из них 68 фактов присвоения и растраты, 55 фактов мошенничества, 21 факт превышения должностных полномочий, 13 фактов взяточничества, 46 фактов дачи взятки.
В азербайджанском госсекторе 888,1 тыс человек на 2018 год (почти 10 миллионов населения) при общем числе наемных работников в экономике в 1,553 миллиона человек (учителя - 321 тысяч человек, врачи и соцработники - 120 тысяч). В частном секторе трудятся - 665,5 тысячи. Таким образом, государство в Азербайджане продолжает оставаться главным работодателем, обеспечивая работой 57,2% наемных работников. От этой пропорции решено постепенно отказаться, а сами отношения внутри «корпорации госуправления» заметно оздоровить.
Цифровая трансформация
Другим важнейшим фактором административной реформы, является цифровизация пространства управления в широком формате, от отдельных структур (госуслуг) - до процесса создания/изменения формата экономических сегментов. Согласно рейтингу Business Insider, в прошлом году Азербайджан вошел в топ-20 стран, лидирующих в применении информационных технологий в госуправлении.
Указ Ильхама Алиева от 10 января 2019 года «Об обеспечении координации инновационного развития» предписывает всем органам власти ввести должность (на уровне заместителя руководителя) ответственного лица по вопросам новых технологий и цифрового управления. Единый руководитель призван сократить простои и обеспечить координацию различных ведомств и структур бизнеса в общей цифровой архитектуре азербайджанского государства.
Предписано, определить ключевые стартапы в сфере управления, с докладами не реже раз в полгода. Создать реестр исследовательских центров и лабораторий. Также запланировано разработать проект инновационной стратегии, с привлечением международных консалтинговых агентств.
Ранее, Минфину предписано подготовить проекты законов в рамках рекомендаций «Отчета о состоянии применения международных стандартов финансовой отчетности в учреждениях государственного значения», они также в значительной мере привязаны к процессу цифровизации управления.
Интенсивные процессы цифровизации идут в сфере аграрного производства. В целях обеспечения прозрачного контроля в 2016-2017 годах была разработана состоящая из шести компонентов автоматизированная информационная система «Электронное сельское хозяйство». Компоненты системы поэтапно внедряются Минсельхозом: в Губинском и Шекинском районах начнется применение единой системы «Электронного сельского хозяйства» в пилотном режиме.
Фермеры должны самостоятельно вносить в систему координаты посевных участков, находящихся в их собственности, наименование вида растения, которую они выращивают, прогноз по урожайности и т.д., благодаря чему будет сформирована первоначальная база данных.
В перспективе в системе «Электронного сельского хозяйства» появится услуга AqroUber, предусматривающая оказание помощи фермерам по обеспечению их агротехникой, а также создание единого реестра специализированных механизаторов страны. Использование этого механизма обеспечит быстрый поиск нужной агротехники и оформление заказа на выполнение работ.
В 2019 году особое внимание будет обращено на различные аспекты безопасности цифровой трансформации. Обсуждается проект «Стратегии кибербезопасности на 2019-2024 годы». Расширение цифровизации госпространства ставит ребром вопросы безопасности, на эту сферу уходит до трети всех расходов строительства цифровой архитектуры.
Усиление энергетического влияния
Диверсифицированный по разным направлениям нефтегазовый экспорт, все годы независимости был своеобразным «коньком» Азербайджана. Собственно, данная стратегия, выработанная еще Гейдаром Алиевым укреплялась год от года новыми проектами. Дело в том, важно не просто самостоятельно выйти на внешние рынки нефти и газа. В этом плане, для каспийской страны всегда будут объективные ограничения. А выйти во вне с собственной госкомпанией, которая смогла бы иметь возможность играть на этих рынках: формировать круг партнеров, лояльных покупателей, организовывать пул инвесторов.
Сокар в этом плане, детище Ильхама Алиева, играет уже не просто влиятельную роль в своем регионе - фактор Сокар теперь один из существенных в архитектуре газового рынка Юга и Юго-Востока Европы.
Южный газовый коридор, инициированный Алиевым, протяженностью около 3500 километров, соединяющий месторождения Каспийского моря с Турцией, Грецией и Италией, находится накануне старта.
Инфраструктура, соединяющая месторождения Каспийского моря с итальянской областью Апулия, вот-вот заработает в полную силу и укрепится в качестве важного элемента стратегии Европейского союза по диверсификации источников газовых поставок. К концу 2020 года поставки газа с месторождения «Шах-Дениз-2» будут примерно распределены следующим образом: 6 млрд кубометров газа в Турцию; 0,5 млрд в Албанию (или больше в зависимости от требований); 1 млрд - в Грецию, столько же - в Болгарию, и до 18 млрд кубометров для Италии «по мере запроса».
С момента утверждения текущей версии проекта в 2013 году, преодолев конкуренцию со стороны Nabucco и других газопроводов, проектируемых международными консорциумами, проект превратился в энергетический коридор, состоящий из Южно-Кавказского газопровода, Трансанатолийского трубопровода (TANAP), который работает с июня 2018 года, и TAP - по территории Греции и Албании. Прокладка всех оставшихся участков Южного газового коридора близится к завершению и первые поставки газа в Италию ожидаются к 2020 году. Наличие трубопроводной инфраструктуры даст импульс к разработке новых азербайджанских месторождений: «Абшерон», «Умид», «Бабек», «Карабах», «Дан Улдузу», «Ашрафи», «Шах-Дениз-3», способных расширить Южный газовый коридор…
Мы не знаем наверняка, какие именно задачи возникнут перед Баку в середине 2020-х, но Азербайджан Ильхама Алиева обеспечен достаточным уровнем резервов для смягчения различных ударов, а разумное и прогностическое управление страной, позволяет азербайджанцам уверенно смотреть в завтрашний день.
«Москва-Баку»
banner

Советуем почитать