• суббота, 20 Апреля, 06:52
  • Baku Баку 14°C

Народный художник СССР Таир Салахов: «Азербайджан дал мне жизнь, а в России я вырос духовно...» (Видео)

09 апреля 2019 | 15:28
Народный художник СССР Таир Салахов: «Азербайджан дал мне жизнь, а в России я вырос духовно...» (Видео)
Накануне премьерного показа в Баку балета «Тысяча и одна ночь» гостем студии «Москва-Баку» стал советский азербайджанский и российский художник, вице-президент Российской Академии художеств, Герой Социалистического Труда, Народный художник СССР Таир Салахов, которому не так давно исполнилось 90 лет.
- Таир Теймурович, Вы известны , как основоположник «сурового стиля». Как вы смогли остаться таким доброжелательным и светлым человеком, несмотря на все тяготы, которые выпали на долю вашей семьи, и как удалось сохранить такое позитивное отношение к жизни?
- В моей жизни наряду с очень большими трудностями, с клеймом семьи врага народа, были и приятные моменты, очень счастливые и светлые. В юности я работал в парке имени Кирова в Баку. Устроился на должность, которая предполагала подготовку афиш к мероприятиям. Но это не те афиши, которые мы сейчас себе представляем. Это совсем другое. А именно, я их должен был нарисовать на асфальте. В военные годы был комендантский час. Надо было в 20 точках города Баку написать на асфальте ту самую афишу, анонсировать какой-то концерт, какое-то событие. Вот я и бегал по всему городу с краской, разведенной с белилами, чтобы это не стиралось, чтобы эти объявления продержались месяц. Помню, тогда надо было иметь пропуск в комендатуру, потому что в 12 часов ночи прекращалась жизнь в городе Баку. Патрули ходили, без пропуска ходить не разрешалось. Были свои законы военного времени, а меня пропускали, и я в пустом городе бегал и писал. О том, например, что в парке выступит с концертами сам Вертинский. Это был тот самый первый его приезд в Баку. Для всех это было большое событие, и для меня, безусловно, тоже. Поскольку у нас не было сотрудников, я был еще и его ассистентом, и три дня тогда пробыл с ним. Он называл меня «мой бой». Я тогда просто трепетал перед его талантом. Баку с восторгом принял эти концерты, а я был невероятно счастлив, что имел к этому всему самое непосредственное отношение. Эта встреча объединила меня с его семьей. Он, уезжая, подарил мне расческу, для меня это была реликвия. А потом, спустя много лет, мы с его женой учились в одном вузе. Это было уникальное стечение обстоятельств. Только так, помня хорошее, можно забыть о плохом...
- Как складывалась ваша жизнь во время войны?
- У меня отец был партийный работник. У нас дома всегда висели репродукции известных картин. Мы с братьями, будучи еще детьми, всегда наблюдали прекрасное, нам это очень нравилось, мы приобщались к искусству, несмотря на очень непростое время. Нас никогда не заставляли ничего делать, наш отец делал так, что мы сами стремились к чему-то. Например, он приходил с работы, клал рубль на стол, и предлагал нам что-то нарисовать, а кто выиграет получал заветную премию. Это было соревнование. Мы всю ночь могли не спать, трое братьев, устраивали настоящее соревнование, внутренние детские конкурсы, мы рисовали, подглядывали друг за другом. И каждый раз кто-то выигрывал. Обычно, когда трое ребят в доме, все шумят, бегают, но у нас все были заняты очень важным делом. Дух творчества у нас в семье был. И я советую всем, хотя бы пару репродукций великих произведений в доме иметь. Дети будут смотреть на них и это будет положительно воздействовать.
- Расскажите о вашей семье и традициях, которые сложились в ней.
- Моя дочь Айдан только что отметила юбилей, который мы очень хорошо отпраздновали в Москве. Она прилетала из Италии, где сейчас трудится. Но стоит вспомнить, что она мечтала стать биологом. И, главное, что была абсолютно уверена, что обязательно им будет. Я ее как-то нацелил и отдал в среднюю художественную школу, и дочь меня послушала. Сейчас она успешный скульптор и живописец. И вот спустя много лет моя дочь благодарит меня за то, что я ввел ее в изобразительное искусство. Она говорит, что теперь «заражена» искусством. В общем, в семье иногда надо и волю проявить. Я считаю, что это тоже необходимо, но все хорошо в меру.
- Вы – бакинец. Когда приезжаете в родной город сейчас, чувствуются ли изменения?
- Баку очень преобразился. Дома, архитектура, пригород, дороги, электричество, водоснабжения. В это трудно поверить сейчас, но тогда всего этого не было. И такие быстрые темпы требуют очень большого внимания, и очень многое сделано. У Президента Ильхама Алиева, и у его супруги Мехрибан Алиевой еще очень много забот. Они видят, чувствуют, что хотят сделать еще больше, сделать еще лучше. Когда я с ними общался, то очень четко это понял. Благодаря их стараниям мой родной Баку расцвел не только внешне, но и внутренне. На встречах с деятелями культуры Ильхам Алиев не просто слушает общественность, он прислушивается. Я вот недавно был на встрече деятелей культуры с Президентом Азербайджана, и видел, как внимательно он вслушивается в проблемы и как быстро их решает.
- Вы дружили с Гейдаром Алиевым. Можно ли сказать, что Ильхам Алиев продолжает традиции отца?
- Я действительно дружил с Гейдаром Алиевичем. Для меня он был особенным человеком хотя бы уже потому, что мы говорили с ним на одном языке. Он так много уделял внимания художникам, мы никогда не чувствовали себя ненужными обществу. Я с ним познакомился в 1962 году. Нас объединила случайная встреча, тогда он был сотрудником органов безопасности. Мы сидели за одним столом с ним. Я увидел и услышал его речь, обращенную к художникам, и был поражен. Насколько Гейдар Алиевич глубоко понимал и знал то, о чем говорил. Тогда напротив меня сидел красивый улыбчивый мужчина, который невероятно доверительно относился к художникам. Он профессионально говорил о творчестве, такой анализ редко услышишь от искусствоведа. Он же сам рисовал, поэтому ему это было очень близко. У нас были очень доверительные отношения, он всегда был чутким слушателем.
- Недавно состоялась премьера балета с вашими декорациями «Тысяча и одна ночь» в Кремлевском дворце. Что вы скажет о балете, вам понравилось?
- Безусловно. Я получил большое удовольствие. Для меня это было очень важно. Я несколько раз приезжал на репетиции. Тем более, что над балетом работали большие профессионалы. Это впервые, когда мы создали мягкие декорации, которые можно транспортировать. И это неслучайно, ведь балет едет в Баку. И я также буду присутствовать. Не стационарные декорации . а мягкие - это новаторство, которое, мне кажется, удалось. Я сидел в зале, смотрел, и был тронут этой постановкой, я не видел только декораций, или только танца, или отдельно музыки. Все на одном дыхании - декорации, музыка, балет, все это соединилось в единое целое.
- Над чем Вы сейчас работаете?
- Я не очень люблю говорить о том, что еще не завершено. Но вам все-таки скажу, я сейчас работаю над картинами, связанными с Солженицыным. Это цикл работ, но пока больше сказать не могу. Сейчас я работаю над большими, объемными картинами.
- Можете ли вы выделить несколько личностей, которые оказали на вас влияние, на характер, на творчество?
- Вы знаете, мои учителя и мои ученики - все они оказали на меня влияние, каждый из них. Мы всегда друг друга дополняли. У меня ученики и в Баку, и в Москве, в Суриковском институте. Жизнь меня одарила связями с отличными художниками, с которыми я дружил и дружу. Для меня это отдельная тема.
- Какое Ваше самое любимое здание в Баку и в Москве?
- Великие архитекторы, которые жили в Советском Союзе творили настоящие шедевры, которые мы видим до сих пор. В Баку меня восхищает Дом правительства, гостиница Интурист. В Москве – гостиница Москва, Мавзолей. А Академия Фрунзе! Это же шедевр архитектора Руднева. Я называю немного зданий, но это лишь выборочно. Я люблю всю архитектуру Баку и Москвы. Ее создавали величайшие люди Советского Союза, светила архитектуры. А чего стоит Новый Арбат. Здание МИДа, это тоже новое видение в архитектуре, ведь это целая наука. А главное, что мне посчастливилось не только видеть плод их труда, но и знать их лично. Главная наша ценность, это люди, ведь они своим талантом и трудом все это создают. Мне кажется всегда очень важно помнить, что художник должен быть услышан, и тогда в обществе будет гармония. Сейчас я вижу, что интерес зрителя к искусству очень высок. Я всегда призываю, чтобы художники были учтены в строительстве каких-то задумок, на годы вперед, тогда будет рождаться что-то новое, а художники, в свою очередь, всегда будут преданы своему народу.
banner

Советуем почитать