• суббота, 20 Апреля, 16:57
  • Baku Баку 23°C

Мифический и непостижимый,

10 апреля 2014 | 13:25
Мифический и непостижимый,

ПОТРЕБИТЕЛЬ
Полки наших магазинов буквально ломятся от огромного ассортимента местного и заграничного чая. Другой вопрос - можно ли назвать это изобилие чаем, а если нет, то что же тогда мы пьем? Ответить на него, как оказалось, могут только сами производители, а нам с вами остается лишь догадываться о природе заварки, которая окрашивает посуду и уже через несколько часов превращается в мутную жижу.
Странно: за многие годы половодья заграничных рек низкосортного напитка узнать, что скрывается за красочными упаковками чая, заполонившими прилавки наших магазинов, никто не может. Во всяком случае, автор этой статьи не нашел эксперта, готового пролить свет на проблему. Поэтому, пользуясь случаем, редакция газеты «Каспiй» просит откликнуться специалистов, осведомленных о природе опасного зелья, которое чаем не назовешь, а пить приходится. Пытаясь докопаться до истины, редакция обратилась в Союз свободных потребителей (ССП) Азербайджана.
Выяснилось, что жалобы на странный чай сюда поступают регулярно. По чистосердечному признанию главы ССП Эйюба Гусейнова, звонки и обращения недовольных покупателей подведомственная организация получает по три, а то и четыре раза в месяц. Согласитесь, что сидеть сложа руки в такой ситуации главному защитнику наших с вами потребительских прав негоже. Поэтому Э.Гусейнов даже обратился к зарубежным коллегам с просьбой раскрыть все тонкости ферментации напитка. К слову сказать, во всех бедах низкосортного чая специалисты склонны обвинять именно этот этап производства. Потому что на долю процесса ферментации выпадает основная часть химических преобразований сырья, придающих настою характерный красно-коричневый цвет. Таким образом, ССП задался целью - исследовать чай на предмет опасных добавок и красителей.
Начало телефонного интервью было многообещающим, и на этих словах главного защитника потребительских прав редакция газеты «Каспiй» замерла в ожидании. «…но мы ничего не смогли обнаружить, поэтому нет у нас никакой информации», - заключил собеседник свое многообещающее вступление.
Невероятно, но факт: ни местные, ни зарубежные специалисты не могут выяснить и объяснить происхождение и состав чайного ассортимента наших магазинов. Единственное, что удалось узнать из общения с главой ССП и специалистами Центра экономических исследований, - чай мы пьем по преимуществу привозной, потому что своего производим очень и очень мало. Да и это «мало» идет на экспорт. Выходит, мы имеем дружную армию местных производителей, которая закупает и упаковывает дешевое импортное сырье, часть которого вывозится за границу, а часть поставляется в местные супермаркеты. При этом славные времена советского чайного прошлого стали достоянием истории и остались в воспоминаниях. Результатом дефицита внутреннего производства стало засилье дешевой заморской продукции. Специалисты не отрицают, что большую часть бюджетного чая можно назвать чем угодно, но только не тем, что значится на упаковке.
Такова же и квинтэссенция рассуждений эксперта по аграрным реформам НПО «Центр экономических исследований» (ERC) Вахида Магеррамова. По твердому убеждению специалиста, заварку мы в основном пьем заграничную, и если взглянуть на статистику, заморские чайные реки в нашей стране достигли половодья. Ввозим мы действительно много: импорт составляет порядка 8500 тонн. А вот на долю экспорта приходится… 6500 тонн чая. Так вот если довериться простой арифметике, лишь 2000 тонн поступает в местные магазины, а это по 200 граммов чая на каждого азербайджанца. Незначительный процент внутреннего производства ситуацию не меняет. Вывод из этой статистики можно сделать следующий: настоящий чай - продукт мифический и редко кому доступный.
По словам В.Магеррамова, ситуация с внутренним производством чая сегодня сложная: «В советские времена мы производили его достаточно. Это не удивительно, потому что общая площадь чайных плантаций составляла 13 тысяч гектаров, и с каждого гектара собирали до 50 центнеров урожая. Я имею в виду не высушенный, зеленый чай. Но после развала Союза эту отрасль постигла судьба всего сельского хозяйства нашей страны: производство в разы упало. Если самый высокий урожай чая был зафиксирован в 1988 году - 34,5 тыс. тонн, то к 2008-му с оставшейся 1000 гектаров было собрано лишь 320 тонн чая - по три центнера с гектара. Правда, к 2012 году показатель урожайности повысился, но незначительно - до 570 тонн, а вот площадь плантаций сократилась до 900 гектаров».
При этом Азербайджан по праву считается страной с древними традициями чаепития. Ежегодное потребление чая на душу населения у нас лишь два килограмма, но даже с учетом этой установленной нормы мы должны производить 20 тыс. тонн чая в год, чтобы удовлетворить внутреннюю потребность. Как видите, в условиях дефицита местного производства это невозможно, а качественный импорт - дорогое удовольствие. Получается, что на качество дешевого чая жаловаться глупо, ведь при таком раскладе натуральный дефицитный продукт на полках магазинов имеет свою цену. Выходит, что натуральный чай, конечно, существует, но стоит он недешево. По словам В.Магеррамова, цены на качественную заварку начинаются от 50-100 манатов за килограмм. Что касается заварки дешевой - природа ее в массе своей малоизвестна, тем более что способов фальсификации чая предостаточно.
***
Фальсификация фальсификации рознь - эксперты насчитали множество видов манипуляций в производстве чая и даже составили их классификацию. Оказалось, что подделать качество любимого нами напитка - дело не просто легкое, но и очень прибыльное. Достаточно заменить или «разбавить» дорогое сырье более дешевым, тем более что незначительные примеси выявить сложно, а заработать на этом можно. Другое дело - грубая фальсификация, пересортица, когда в качественный чай из первых трех листочков добавляется значительная часть старых грубых листьев и черенков. Ее легко определить, призвав на помощь стандартные методики установления сорта чая. К слову сказать, низкосортные виды чая под видом дорогих - самый безобидный и распространенный способ обмана доверчивых покупателей. Здоровью он не навредит, но кошелек понесет неоправданный убыток.
Куда изощреннее выглядит подкрашивание и химическая переработка растительного сырья непонятного происхождения. Особенно впечатляет вторичная переработка спитого чая или смесь чайной пыли и черенков, расфасованная в одном из бакинских подвалов.
Индустрия чайной фальсификации имеет не менее древнюю историю, нежели само производство. Финансовая выгода крупных чайных компаний слишком значительна, чтобы процесс борьбы с фальсификаторами был поставлен на должный уровень. Стоит ли удивляться тому составу в красивых упаковках, который поступает в нашу потребительскую корзину под видом хорошего или неплохого чая?
Вы будете шокированы: даже те торговые марки, которые в народе считаются недешевыми и весьма пристойными, - не более чем подделка…
Тамила ХАЛИЛОВА
banner

Советуем почитать