• пятница, 26 Апреля, 21:49
  • Baku Баку 22°C

На лезвии бритвы

10 апреля 2014 | 11:08
На лезвии бритвы

События в Украине продолжают оставаться в центре внимания мировой общественности и в первую очередь ближайших ее соседей по постсоветскому пространству. Судя по развитию ситуации в Украине, процесс не ограничится Крымом, на повестке дня весь восток и юго-восток страны. В сложившейся ситуации некоторые из соседей России начинают беспокоиться о целостности собственных границ. О ситуации в нашем регионе и на всем постсоветском пространстве в интервью газете «Каспiй» рассказал грузинский политолог Тенгиз Аблотия.
- Недавно в прессе прошло заявление Саакашвили о том, что Майдан ожидается в Грузии. Затем последовало заявление нынешнего главы МВД Грузии о возможности повтора киевских беспорядков в Тбилиси. Насколько это вероятно?

- Не будет никакого Майдана. Саакашвили заявил об этом ради красного словца, в характерной для него манере. Никаких реальных предпосылок для Майдана в Грузии нет, и никто к нему не готовится. Во-первых, Грузия уже прошла ту стадию развития, когда могло случиться что-то вроде Майдана, еще в 90-е годы. Тогда общество выпустило огромный заряд энергии, решило основные вопросы - куда идем и каким путем. Майдан - это ведь не просто митинги с требованиями. Это переформатирование страны в целом, то есть гораздо более глобальный процесс. Теоретически Майдан возможен только в случае если нынешнее правительство напрямую пойдет на смену внешнеполитического курса. Что касается министра внутренних дел, то его заявление вполне в духе нынешней власти, которая фактически ни о чем, кроме Саакашвили, его партии, «ужасных девяти годах», «саботаже», «коабитации» (сосуществование), не говорит. Это обычное политиканство - стремление создать видимость того, что оппозиция готовит нечто ужасное, и на этом оставаться на плаву еще несколько месяцев. Учитывая отсутствие ощутимого прогресса в других сферах, что еще остается? То, чем власти как раз и занимаются, - создавать видимость.
- Следует ли ожидать повторения крымских событий в Абхазии и Южной Осетии, я имею в виду референдум и присоединение к России?
- Скорее всего, никакого присоединения Абхазии и Южной Осетии к России не будет, потому что их ценность – ничто, по сравнению с Крымом. Там 2,5 млн. населения, из них 1,5 млн. - этнические русские. Крым - очень привлекательная территория: 26 000 кв.км, почти столько же, сколько Армения, а еще выход к двум морям, плюс база в Севастополе. Абхазия по сравнению с этим - ничто, пустое место. Про Южную Осетию и говорить не приходится. Кроме того, в Абхазии нет желания присоединиться к России, в Цхинвали оно присутствует, но не на все 100%. Конечно, все это не было бы проблемой, у России достаточно возможностей, чтобы и Абхазия, и Южная Осетия выдали нужный результат на референдуме, однако, судя по всему, в Москве преобладает мнение, что оно того не стоит. Так что скорее всего ситуация вокруг наших непризнанных республик так и останется неизменной.
- В прессе также прошло сообщение о раздаче российских паспортов жителям Самцхе-Джавахетии армянской национальности. Может ли это повлечь за собой обострение ситуации в данном регионе Грузии?
- Информация о раздаче паспортов джавахетским армянам - довольно сомнительная. Первым ее озвучил сын Звиада Гамсахурдиа - Константин, но, зная грузинских политиков и их умение врать на пустом месте, я бы не стал безусловно доверять его словам. Потом пошли разговоры о том, что якобы в российском консульстве какие-то гигантские очереди, причем состоят они на 90% из армян. На самом деле никаких очередей в посольстве нет, все как обычно, а то, что там много армян, - это, вероятно, связано с тем, что последние традиционно более русскоязычны и мобильны, у них больше родственников в России, сохранились контакты и т.д., поэтому, скорее всего, они чаще туда ездят. Пока нет ни одного более или менее убедительного свидетельства о том, что среди джавахетских армян идет раздача паспортов - больше политических спекуляций на эту тему. Кроме того, я уверен, что никакой оккупации Джавахетии не планируется, потому что это абсолютно лишено смысла - регион Самцхе-Джавахетия находится в сотнях километрах как от российско-грузинской границы, так и от черноморских портов Грузии. Если брать Ахалкалаки, то неизбежно придется и все остальное - иначе там будет полная изоляция, в отличие, скажем, от Крыма, у которого все-таки есть какие-то пути в открытый мир в обход Украины. Так что если уж брать, то брать все. И эту задачу не выполнить парой сотен российских паспортов в Джавахетии. Тогда надо раздать паспорта половине Грузии.
- Как могут события на Украине отразиться на нашем регионе, в частности на армяно-азербайджанских отношениях, карабахском конфликте?
- На армяно-азербайджанские отношения украинский конфликт, скорее всего, никак не повлияет, так как не стоит забывать, что при всей важности роли России, это все-таки конфликт между Азербайджаном и Арменией, то есть между двумя независимыми государствами. У Армении свой интерес, с Россией или без нее. Москва вряд ли пойдет на агрессию против Азербайджана, так как это не имеет смысла. В то же время давление на Грузию параллельно является и давлением на Азербайджан. Если падет Тбилиси, то все альтернативные маршруты транспортировки энергоносителей, а также железная дорога Баку-Карс оказываются под контролем России, а значит, с независимостью Азербайджана покончено. Зачем воевать с двумя, если можно найти одного - послабее и победнее - и терроризировать его?
- Что в итоге ожидает Украину: постепенный распад на части и включение востока и юго-востока страны в состав России или сохранение оставшейся части республики без Крыма, но при условии федерализации?
- В первую очередь надо понимать, что Крым уже потерян, причем надолго. Я специально не использую слово «навсегда», поскольку ничто на свете не вечно. Пока Россия крепко стоит на ногах, Украина Крым вернуть не сможет. Так что все надежды на то, что крымчане разочаруются и вернутся к Украине, напрасны. Даже если разочаруются, не стоит забывать, что 70% населения там русские, которые в любом случае останутся в составе России из сугубо патриотических соображений. Иначе Калининград уже перешел бы к Германии, а Дальний Восток - к Японии. В Германии и Японии уровень жизни в разы выше, чем в Украине или России, но, как видим, русские из Калининграда или Владивостока никуда уходить не собираются. Не стоит все сводить к экономике - есть и этническая идентичность. Что касается восточной части Украины, то судьба ее решается сейчас. Если Киев не сможет успокоить там ситуацию, то возможны два варианта - если и дальше не реагировать, то восток падет изнутри, если отреагировать слишком жестко, то Россия введет войска для защиты населения. Таким образом, у властей Украины очень сложная задача - пройти по лезвию бритвы. При этом Путин должен понять, что легкой прогулки крымского образца не получится, придется воевать, терять солдат, рушить города. Нежелание платить за восток Украины слишком высокую цену - в том числе и настоящие санкции - может остановить Путина. В чью сторону повернется удача - увидим в ближайшее время.
- Как повлияют украинские события на все постсоветское пространство - следует ли ожидать экспансию России в направлении других бывших советских республик: Молдовы, Казахстана, стран Балтии?
- Естественно, все постсоветские республики сейчас насторожились и примеряют грузино-украинскую ситуацию на себя. В первую очередь стоит опасаться прозападным государствам - Грузии и Молдове. Уже ясно, что Россия пытается создать на местах пятую колонну, ведет пропагандистскую работу по поводу того, что Европа - это только гей-парады и однополые браки, пытается повлиять на людей, рассказывая сказки о российском рынке, который быстро поможет всем разбогатеть, и т.д. У России очень серьезный союзник в Грузии - это православная церковь, которая пропагандирует единоверное братство, сеет среди населения ксенофобию и антизападные настроения. Но сейчас все зависит от Восточной Украины. Если вторжения на восток не будет, то окажется, что Россия разыграла в Украине грузинский вариант - военной силой взяла автономию и теперь пытается раскачать ситуацию внутри страны, но силу не использует напрямую. Если Россия возьмет восток, то это уже будет новая схема, а значит не исключено, что и в Грузии Москва выйдет за пределы автономий. Несмотря на то, что вышеизложенные сценарии в первую очередь касаются Грузии и Молдовы, они также являются предупреждением и для других стран СНГ, у которых пока нет никаких открытых сложностей во взаимоотношениях с Россией. Что касается Балтии, то думаю, этот вопрос в Кремле даже не рассматривается. Балтия - отрезанный кусок, и Москва не будет за него воевать.
- В свете украинских событий и недавнего визита Эрдогана в Баку в экспертном сообществе стали говорить о еще большем сближении Азербайджана и Турции и союзной им Грузии, вплоть до заключения военно-политического союза. Насколько возможен такой вариант развития событий?

- Мне сложно ответить на этот вопрос, так как я не очень хорошо знаю специфику турецко-азербайджанских отношений. Понятно, что это близкородственные народы, но, тем не менее, турки - это турки, а азербайджанцы - это азербайджанцы. Может ли между ними быть военный альянс? Не знаю. Что мешало сделать это раньше? Ведь украинский прецедент не несет прямой угрозы Азербайджану, а карабахской проблеме уже 25 лет. Значит, есть что-то, что мешает военному союзу Анкары и Баку. Вероятно, это то, что Турция, хоть и является очень сильным государством, членом НАТО, все-таки не желает открыто конфликтовать с Россией. А если возникнет союз между Азербайджаном и Турцией и Баку решит-таки возвратить отобранные земли силой, а Россия не будет стоять в стороне, тогда Турции придется нарушить свой комфорт и воевать уже не с курдами или сирийцами, а с русскими. Очевидно, что если и есть у Азербайджана противник, с которым он не сможет справиться своими силами, - это Россия. Значит, военный союз Баку и Анкары - это союз против России. Не думаю, что Турция к этому так уж стремится.
Что касается вопроса о гипотетическом присоединении Грузии к не менее гипотетическому тюркскому военному союзу, то я не слышал, чтобы об этом вообще шли даже теоретические разговоры. Скорее всего, никакого - ни тройственного, ни турецко-азербайджанского военного союза не будет: никому не хочется лишний раз конфликтовать с Россией.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать