• вторник, 19 Марта, 09:14
  • Baku Баку 8°C

Кому дешевые деньги,

19 марта 2019 | 10:01
Кому дешевые деньги,

ФИНАНСЫ
В конце прошлой недели Центральный банк Азербайджана заявил об очередном снижении учетной ставки до 9%. Учетная ставка - это процент по ссудам, которые предоставляет регулятор коммерческим банкам. Несмотря на то, что коммерческие банки являются главными кредиторами страны, предоставляя ссуды бизнесу и заемщикам, при определенных условиях они сами превращаются в банки-заемщики, обращаясь за кредитами к главному банку страны.
Согласно законодательству большинства стран рыночной экономики, центральный банк имеет право административно изменять величину учетной ставки. Реагируя на изменение экономической конъюнктуры, он может как увеличить, так и уменьшать учетную ставку и, следовательно, увеличивать или уменьшать денежное предложение. При уменьшении учетной ставки спрос на деньги центрального банка со стороны коммерческих банков возрастает. Коммерческие банки стараются взять больше кредитов, вследствие чего их финансовые возможности возрастают. Если же учетная ставка возрастает, то реакция коммерческих банков будет обратной: спрос на кредиты центрального банка уменьшается, и финансовые возможности сокращаются.
Экономисты отмечают, что изменение центральным банком учетной ставки, ее увеличение или уменьшение в теории и практике рыночной экономики называется политикой «дорогих» и «дешевых» денег. Политика «дорогих» денег проводится правительством в том случае, если необходимо уменьшить инфляцию. Рост учетной ставки, повторимся, снижает желание коммерческих банков получить кредиты и тем самым уменьшает денежное предложение в стране. Кроме того, под влиянием более высокой учетной ставки коммерческие банки, предоставляя кредиты промышленным компаниям, также увеличивают свои проценты.
Борьба с дорожающим долларом
Актуальность вопроса, вызванная периодическими сводками ЦБА о снижении учетной ставки, порождает широкий общественный резонанс. Все больше экспертов и практиков в прессе и социальных сетях спешат поделиться собственным взглядом на эти реалии.
Свое мнение по данному вопросу изложил в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» доктор экономических наук, профессор UNEC Муслим Ибрагимов. Собеседник отметил, что изменения учетной ставки Центробанка мало ощущаются на местном финансовом рынке. «К сожалению, от снижения и повышения процентной ставки главного банка нет больших изменений, что вызывает вопросы - почему механизмы монетарной политики, проводимые ЦБА, не действенны», - недоумевает экономист, будучи уверен, что тенденцию снижения учетной ставки главного банка можно рассматривать в плоскости подорожания доллара ввиду повышения ставки Федеральной резервной службы (ФРС).
Однако такой сценарий развития событий следует рассматривать в применении к идеальному варианту эффективности данного механизма. Ведь если исходить из сценария эффективности учетной ставки Центробанка, понизив стоимость денег в экономике, можно добиться удешевления денег для бизнеса для стимуляции экономической активности.
«В идеале такая политика Центробанка должна быть направлена на удержание курса национальной валюты. На сегодняшний день ФРС периодически рассматривает вопрос повышения учетной ставки, что в принципе должно привести к удорожанию доллара. В результате интерес к доллару возрастет. Однако государство во избежание усиления доллара начинает проводить снижение учетной ставки местного Центробанка. Т.е. здесь произойдет такая ситуация - снижение учетной ставки приведет к тому, что банки будут больше приобретать национальную валюту, автоматически снижая стоимость собственных кредитов».
По свидетельству ученого, такой подход необходим во избежание снижения номинального курса валюты. «И это будет возможно за счет увеличения вливаний в национальную экономику дешевых кредитов, что, безусловно, поможет несколько сдержать снижение номинального курса национальной валюты. Конечно же, произойдет некоторое усиление инфляции, но в идеале рост цен должен быть за счет повышения активности в экономике. Если взять во внимание, что на сегодняшний день есть определенная действенная экономическая политика по развитию среднего и малого предпринимательства, а также определенных отраслей, в принципе упомянутая политика должна сработать», - пояснил М.Ибрагимов.
Повышение учетной ставки ФРС оказывает давление на курс национальной валюты, и хотя решения заокеанского Федрезерва не имеют сильно выраженного прямого влияния на курс маната, но сказываются на устойчивости курса косвенно, через конъюнктуру нефти. По мнению ряда экспертов, прогнозируемый рост учетной ставки ФРС не приведет к резким ценовым колебаниям. Текущие цены, в том числе нефтяные индексы, были сформированы с учетом ее повышения. В то же время рост курса доллара по всему миру, естественно, создает риски. Однако на текущий момент это пока еще не критично, поскольку текущая стоимость нефти превышает заложенную в бюджете страны. Что же касается перспективы, если тенденция повышения учетной ставки продолжится, определенное давление неизбежно, считают в экономических кругах.
По мнению М.Ибрагимова, политика укрепления курса доллара может привести к удорожанию американской валюты. «В этом смысле наше государство тоже активно, так как проводит политику снижения учетной ставки для удешевления стоимости денег для экономики, - говорит собеседник. - Можно констатировать факт, что долгое удержание макроэкономической стабильности, низкой инфляции и высокой процентной ставки несколько отягчает экономику. В сложившейся ситуации следует, конечно же, повысить оборот денежных средств, что в принципе приведет к повышению стоимости денег и сможет умерить процесс обесценивания национальной валюты».
Ответный ход
По мнению профессора, повышение ставки ФРС чревато всплеском спроса на доллары: «Это приведет к укреплению курса валюты, население начнет активно скупать инвалюту, что, в свою очередь, приведет к повышению объема манатов на рынке. Таким образом, создаются риски снижения реальной стоимости национальной валюты. Основная проблема заключается в том, что упомянутая корреляция между ставками ЦБА и ФРС, конечно же, в идеале, в том случае, если снижение учетной ставки и монетарная политика, проводимая Центральным банком, влияет на политику коммерческих банков. Если коммерческие банки начнут адекватно влиять на снижение процентной ставки, упомянутые выше процессы станут реальностью. Понижение ставки Центробанка удешевит кредиты финансовых организаций. В этом случае, конечно же, произойдет определенное снижение затрат государственных расходов на выдачу льготных кредитов. В этом отношении банки могли бы адекватно реагировать, поскольку у кредитно-финансовых организаций все-таки появляется определенная возможность получать более дешевые денежные средства для увеличения собственных резервов».
По мнению опрошенных нами экономистов, политика «дорогих» денег не может проводиться за счет урона экономике для снижения темпов инфляции. С этой точки зрения, эффективный механизм регулирования в виде учетной ставки Центробанка мог бы повлиять на повышение экономической активности, укрепляя позиции национальной валюты путем стимуляции местного производства, увеличения числа рабочих мест и прочих подвижек в народном хозяйстве. В целом же экономические последствия регулирования реально действующей нормы учетной ставки двойственны. Так, в мировой практике повышение учетной ставки является одним из сильнейших средств в борьбе с инфляцией, но в то же время вызывает сокращение производства, рост безработицы и социальную напряженность в обществе.
Есть мнение
Уже многие годы ключевая ставка Центробанка Азербайджана не играет серьезной роли в стоимости денег. Отвечая на вопрос корреспондента газеты «Каспiй» по поводу ожиданий, связанных с удешевлением кредитов регулятора для кредитно-финансовых организаций страны, банковский эксперт Акрам Гасанов отметил отсутствие всякой корреляции между ставкой ЦБА и стоимостью денег в стране.
«Комментарии к снижению учетной ставки Центробанка, как всегда, неизменны, - отметил экономист. - К сожалению, учетная ставка главного банка не имеет отношения к развитию экономики, поскольку, как уже неоднократно говорилось, регулятор не кредитует коммерческие банки на равных условиях, ограничиваясь отдельными финансовыми организациями. Вот если бы все банки получали кредиты у Центробанка по учетной ставке, была бы реальная конкуренция, и банки стали бы кредитовать клиентов по более низким ставкам. Но Центробанк кредитует скудно и избирательно. Если же принять во внимание тот факт, что в рамках компенсации девальвационных издержек заемщиков регулятор должен предоставить банкам 682 млн манатов, Центробанк сократит и без того небольшие объемы кредитования банков».
По свидетельству собеседника, на бездействие этого механизма указывает также отсутствие корреляции между учетной ставкой ЦБА и показателями инфляции.
Того же мнения придерживается эксперт-экономист Натиг Джафарли: «Не думаю, что очередное изменение ставки, на этот раз снижение до 9% будет иметь какое-то влияние на стоимость денег для бизнеса и населения», - сказал он в беседе с нами. Аргументом в пользу своего мнения о бездействии этого регулирующего механизма в нашей стране экономист назвал невозможность инфляции в 2,1% при учетной ставке в 9%.
Он напомнил, что в то время как ставка Центробанка составляла 3%, кредиты коммерческих банков достигали 20-30%. Однако позже учетная ставка регулятора была повышена до 15%, но это также не возымело какого-либо влияния на ставки кредитно-финансовых организаций страны.
Здесь нелишне вспомнить, что глава Центробанка Эльман Рустамов в своем более раннем заявлении местным СМИ также констатировал слабое действие этого механизма. Главный банкир страны поведал о несерьезном для решения этой задачи кредитном портфеле ЦБА в коммерческих банках - порядка 400 млн манатов. «Это очень небольшая цифра в общем объеме банковских активов. Ни один центральный банк не сможет оказывать влияния на рынок таким объемом ресурсов. Влияние ЦБА заключается в воздействии на стоимость денег, которые передают банки друг другу через изменение учетной ставки», - отметил главный банкир страны.
Однако, по его мнению, реальность местной банковской системы не позволяет Центробанку воспользоваться этим инструментом, поскольку в стране нет организованного межбанковского рынка. «Это не позволяет в том числе влиять на ставки по кредитам, потому что проблемно определять стоимость денег. Но в этом направлении готовится серьезная программа реформ, что расширит наши способности влиять на ситуацию», - сообщил ведущий банкир.
На такой позитивной ноте хотелось бы завершить привычный сказ о бездействии учетной ставки Центробанка, однако источники в финансовых кругах уверяют, что создание организованного межбанковского рынка входит в круг задач самого Центробанка.
По свидетельству А.Гасанова, руководитель ЦБА сослался на проблему, за решение которой сам же несет ответственность. Стоимость денег, считает собеседник, должна формироваться в ходе открытых межбанковских аукционов. Однако местные банки не придерживаются этого правила и кредитуют друг друга по принципу: ты мне - я тебе, тогда как во всем цивилизованном мире существует биржа кредитов. Скажем, банк, желающий дать в кредит прочим финорганизациям, информирует об этом в ходе открытого аукциона. Таким образом формируется рыночная процентная ставка кредитования. Наши же банки просто договариваются между собой, а процентные ставки остаются коммерческой тайной, говорит собеседник.
Единственная абсолютно прозрачная финансовая структура - Государственный нефтяной фонд, но он не кредитует коммерческие банки, а поддерживает их на плаву, предлагая им валюту для покрытия их нужд.
Тамара ХАЙРУЛИНА
Проект осуществляется при содействии Фонда государственной поддержки развития СМИ при Президенте Азербайджанской Республики
banner

Советуем почитать